The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Есть ли в заявлении Пхеньяна основание для выхода из тупика

By Chung-in Moon: RUS, August 6, 2016

В последние месяцы напряжение на Корейском полуострове усилилось. В марте ООН ужесточила санкции против Северной Кореи ввиду того, что Пхеньян испытал ядерное оружие и ранее запустил спутник. 6 июля США наложили санкции лично на северокорейского лидера Ким Чен Ына из-за совершаемых им нарушений прав человека. Пхеньян назвал санкции США «ужасным преступлением». Вскоре после этого Сеул и Вашингтон объявили о совместных планах развернуть в Южной Корее систему противоракетной обороны под командованием США. Пхеньян пригрозил «физическим противодействием» против этой системы обороны и объявил о закрытии канала диалога между Северной Кореей и США, который работал через миссию ООН в Северной Корее.

При этом – всего за несколько часов до того, как Вашингтон объявил о своих санкциях против Кин Чен Ына, – представитель северокорейского правительства сделал интересное заявление о денуклеаризации. В заявлении было предъявлено пять требований к США и Южной Корее и было обещало, что Северная Корея примет «соответствующие меры», если эти требования будут выполнены; тем самым предлагалась возможность «прорыва» в безвыходной ядерной ситуации на полуострове.

Заявление, во-первых, требовало, «публичного раскрытия… всего американского ядерного оружия», находящегося в Южной Корее. Во-вторых, все ядерное оружие, находящееся в Южной Корее (вместе с объектами, на которых оно находится) должно быть демонтировано и засвидетельствовано». В-третьих, Вашингтон должен гарантировать, что он не будет размещать наступательное ядерное вооружение в Южной Корее и «вблизи от нее». В-четвертых, США должны взять на себя обязательство никогда не применять ядерное оружие против Северной Кореи. И, наконец, Вашингтон обязан вывести из Южной Кореи все войска, «имеющие право использовать ядерное оружие».

Сеул немедленно отверг это предложение как «лживый акт», призванный саботировать усиление санкций. В то же самое время Вашингтон не сделал никакого содержательного заявления. Но внимательный анализ северокорейского предложения, – даже если на первый взгляд оно выглядит как обычная софистика и пропаганда, – намекает на то, что оно могло бы иметь определенную пользу в качестве отправной точки на пути к переговорному урегулированию этого ядерного конфликта. Некоторые из требований Пхеньяна выполнить достаточно легко. Другие могут быть удовлетворены посредством компромиссов и переговоров.

Выполнить первые два требования несложно из-за того, что они имеют отношение к несуществующему американскому оружию в Южной Корее. Вашингтон убрал свое ядерное оружие с полуострова еще в 1991 году. С тех пор он никогда не размещал там ядерное оружие. В подтверждение этого, совместное заявление, сделанное по завершении шестисторонних переговоров в сентябре 2005 года явно демонстрирует, что США не имеет ядерного оружия в Южной Корее, – и Северная Корея, естественно, подписалась под этим совместным заявлением. Требования Северной Кореи о верификации также не представляют значительной трудности: генерал Чарльз Кэмпбелл, занимавший пост командующего Шестой армии США в то время, в интервью 2005 года дал согласие на проведение проверки наличия ядерного оружия на американских военных базах в Южной Корее.

Немного нарушим порядок требований и перейдем к четвертому: оно также не представляет непреодолимых проблем. По сути, это вопрос негативных гарантий безопасности и политики неиспользования ядерного оружия первыми в отношении Северной Кореи. Но у Вашингтона имеется огромное количество причин не использовать ядерное оружие против Северной Кореи, особенно первым. Эти причины простираются от гуманитарных соображений и обязательств, взятых на себя по Договору о нераспространении ядерного оружия и совместного заявления 2005 года до возможных отрицательных стратегических реакций Китая и России.

Однако третье требование, – гарантии США не размещать наступательное ядерное оружие в Южной Корее и «вблизи нее» , – может стать камнем преткновения. Такая гарантия может потребовать приостановки совместных военных учений США и Южной Кореи, которые подразумевают использование стратегического оружия, например, атомных авианосцев, атомных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков.

Пятое требование, о выводе войск, также может быть проблематичным, так как большинство южных корейцев считают вывод американских войск запретной темой.

Тем не менее, эти вопросы можно обсуждать. Например, Южная Корея и США могут исключить наступательное стратегическое вооружение из совместных военных учений. Что касается американских военных сил, размещенных на полуострове, бывший северокорейский лидер Ким Чен Ир однажды заметил бывшему южнокорейскому президенту Ким Дэ Чжуну, что Пхеньян может допустить присутствие американских военных сил в Южной Корее до тех пор, пока они не ведут себя враждебно по отношению к Северной Корее. В любом случае, требования Пхеньяна не упоминают немедленного вывода войск, – скорее, они подразумевают заявление о намерении вывести войска.

Южной Корее и Соединенным Штатам Америки следует серьезно изучить предложение Северной Кореи. Естественно, Сеулу и Вашингтону будет трудно подойти к столу переговоров на основании только лишь текущий требований Пхеньяна. Для того, чтобы привлечь Сеул и Вашингтон к переговорам, Северной Корее будет необходимо указать ответные шаги по ликвидации своего ядерного потенциала, которые она предпримет, если требования будут выполнены. И если такие конкретные предложения были бы сделаны, то текущее заявление Пхеньяна может явиться основой для серьезного диалога и начала переговорного процесса.

 



Topics: Nuclear Weapons

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]