The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Alex Ezeh: RUS, April 26, 2016
Если общее население планеты увеличится на одного человека или на 10 человек, – на климат это не окажет ровным счетом никакого влияния. Но если это количество возрастет на один миллиард человек, разница будет ошеломляющая. Такая мысль может показаться самоочевидной. Но она не так очевидна для моего коллеги по круглому столу Ван Хайбина, чей акцент на добропорядочное правление в качестве ответа на изменение климата полностью игнорирует влияние, которое оказывает население на окружающую среду.
Ранее в третьем раунде г-н Ван писал, что «преувеличивать роль населения как причины вредных выбросов является ошибкой» потому, что «[и]сточником мировых проблем, таких как изменение климата, является человеческое поведение». Трудно не согласиться со второй частью этого заявления. Человеческое поведение на самом деле является единственной самой важной силой, вызывающей изменение климата. Поведение в спальне вызывает увеличение населения. Поведение за обеденным столом изменяет сельскохозяйственные системы, что может повлечь изменения в использовании земель и потерю биоразнообразия. Поведение при проездке из дома на работу может увеличить углеродный след населения. Вот то «нормальное» человеческое поведение, которое является причиной 36 гигатонн ежегодных выбросов углекислого газа. Человеческое поведение на всех уровнях – от индивидуального до всемирного – разрушает природные системы, от которых зависит жизнь. И по мере того, как люди изыскивают решения созданного ими беспорядка в окружающей среде, которую они продолжают загрязнять, нельзя игнорировать ни одного уровня человеческого поведения.
Я признаю, что было бы наивным думать, что планирование семьи, если бы оно стало повсеместно доступным, стало бы волшебной палочкой для решения проблемы климата. Но так же наивно было бы полагать, что размер населения и темпы его роста не влияют на выбросы углерода. Если человеческая деятельность вызывает изменения естественных систем Земли, – а она вызывает их, – нельзя спорить с тем, что размеры населения и темпы его роста действительно имеют значение. Небольшое увеличение размеров населения ничего не значит. Но увеличение в пределах миллиардов? Совсем другое дело.
Всеобщий доступ к добровольному планированию семьи важен из-за его немедленной выгоды в виде предотвращения незапланированных беременностей, – а 40 процентов из ежегодных 213 миллионов беременностей во всем мире являются незапланированными.
Это не только проблема развивающегося мира; во всяком случае, процент незапланированных беременностей выше в более развитых странах. Но в этих странах также безопаснее и законнее аборты, поэтому там незапланированные беременности не обязательно приводят к нежелательным рождениям (или потерям жизни женщин). Такая ситуация, к сожалению, не соответствует положению дел во многих развивающихся государствах Африки, Азии, Латинской Америки и странах Карибского бассейна.
В Африке, как я говорил в первом раунде, приоритеты развития должны включать не просто упрощенных доступ к услугам планирования семьи, но и расширенные образовательные возможности для девочек, а также действия по отсрочке замужества и деторождения. Такое вмешательство может замедлить темпы роста населения на континенте, а также разрешит многие климатические проблемы: изменение землепользования, уничтожение тропических лесов, потерю биологического разнообразия и опустынивание. Однако, если население континента удвоится за следующие 35 лет, Африка не сможет ответить на эти вызовы с такой же эффективностью.
Соразмерную работу следует провести в странах, несущих более тяжелые углеродные следы. Эти страны должны продемонстрировать, что «добросовестное правление», поборником которого выступает г-н Ван, также может работать на благо окружающей среды. Решения, принимаемые на индивидуальных, корпоративных и даже общественных уровнях часто не могут отвечать за вред окружающей среде, который проистекает из погони за экономической выгодой. Львиная дола вреда, причиняемого окружающей среде, сказывается на более бедном, развивающемся мире, – а также на будущих поколениях. Что касается причины и следствия в деле изменения климата, то между ними прервана связь – как временная, так и пространственная. Этот обрыв делает тщетными попытки достичь всемирного согласия по управлению вопросами окружающей среды.
Но у человеческих существ есть только одна планета. Как бы они ни расходились во взглядах, судьба у всех одна.
Topics: Climate Change
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]