The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Пусть расцветают тысячи технологий

By Frederick M. Abbott: RUS, April 10, 2015

В своей третьей статье для этого круглого стола Карлос Корреа повторил свою точку зрения о том, что патенты представляют собой препятствия для развивающихся стран по мере того, как последние изыскивают пути к получению технических средств для разрешения проблем изменяющегося климата. Он особо подчеркнул необходимость конкретных действий для решения этой проблемы и упомянул продолжающиеся переговоры под эгидой Рамочной конвенции ООН по изменению климата, а особенно предложения по созданию «механизма содействия развитию технологий».

Подобные предложения обсуждались в Рамочной конвенции ООН многие годы. На данный момент результаты этих обсуждений достаточно скромные. Многие, включая автора этой статьи, с радостью воспримут появление всемирного фонда развития технологий, который может использоваться для стимулирования исследований, а также для справедливого распределения технических решений. Но даже если такой механизм и будет создан, я все равно не буду расположен отказаться от рыночных стимулов (таких как патенты) в качестве альтернативной стратегии. Динамизм рыночных систем позволит быстрее и качественнее разрабатывать решения для проблем, связанных с изменением климата (с другой стороны, такие решения могут оказаться и не разработанными). (На ум приходит гонка по раскрытию генома человека, в которой государственные субсидии соревнуются в размерах с частным финансированием).

Внимание, уделяемое конкуренции. Г-н Корреа также справедливо отметил трудность доказательства того, что патенты являются препятствиями для передачи технологий. В самом деле, как оценить размер усилий, приложенных в развивающихся странах к минимизации вредного воздействия на окружающую среду или адаптации, от которых пришлось отказаться из-за преград в виде интеллектуальной собственности? Это трудно проделать за отсутствием несуществующего мира без патентов, – или же мира, в котором существуют как патенты, так и автоматические системы лицензирования. Таким образом, тезис г-на Корреа о том, что патенты являются преградой для инициатив по улучшению климата в развивающихся странах не «доказан». Так же как и не доказан тезис Ахмеда Абдел Латифа о том, что патенты не являются таким препятствием. Но оба моих коллеги, скорее всего, согласятся с тем, что нашему миру не стоит медлить с действиями по разрешению климатических проблем до тех пор, пока та или иная точка зрения будет доказана.

Один аналитический подход к разрешению кажущегося конфликта между г-ми Корреа и Абдел Латифом может быть взят из практики конкурентной (или антимонопольной ) политики, применяемой к лицензированию интеллектуальной собственности с США и Европейском Союзе. В обеих юрисдикциях правительственные директивы по лицензированию признают, что патенты (и другие формы интеллектуальной собственности) являются правами собственности, которые, по определению, исключают конкурентов из процесса создания или использования защищаемых технологий. Такое положение вещей является антиконкурентным по определению. Однако законодательства в каждой из этих юрисдикций также указывают на то, что патенты, путем инвестирования в инновацию, могут способствовать выходу на рынок новых продуктов. Таким образом создается конкуренция существующим продуктам, это выгодно покупателям, а, значит, эта система, по сути своей, способствует конкуренции.

С точки зрения обеспечения соблюдения закона о конкуренции, такие действия обычно рассматриваются (и оцениваются) через призму сбалансированного сопоставления факторов (так называемое «правило разумного подхода»). Какие воздействия доминируют, антиконкурентные или способствующие конкуренции? Кроме этого, еще более важным может оказаться тот факт, что органы власти, работающие по вопросами конкуренции, как в США, так и в Европейском Союзе, очерчивают минимальные степени рыночной концентрации, которые необходимо достичь, прежде чем будет дано разрешение на предоставление соглашения о лицензировании на государственную проверку согласно правилам разумного подхода, – тем самым создается нечто вроде «безопасной гавани». Такие условия обычно оговаривают, что если получатель лицензии и лицо, выдающее лицензию, вместе контролируют 20 или менее процентов рынка на продукты, технологии или научно-исследовательские работы, покрываемые соглашением о лицензировании, то считается, что у них недостаточно сил, чтобы подавить сопротивление конкурентов или в течение долгого времени поддерживать цены выше уровня конкурентоспособных рыночных цен. С точки зрения обеспечения соблюдения закона о конкуренции, их оставят в покое (кроме случаев, когда договор включает некоторые условия, которые по факту считаются незаконными, например, установка общих цен между горизонтальными конкурентами).

Перенос американских и европейских стандартов на процесс передачи технологий между странами, находящимися в разных точках шкалы экономического развития – далеко не линейная проблема. На различных рынках технологий уровни концентрации или контроля, которые порождают антиконкурентные настроения, могут разниться. Тем не менее, основная идея, используемая американскими и европейскими инстанциями, занимающимися вопросами конкуренции, остается состоятельной: на рынках технологий со множеством конкурентов возможности блокировки доступа и сдерживания конкуренции оказываются ограниченными.

Что касается снижения отрицательного воздействия на окружающую среду и технологий альтернативной энергии: для этих технологий может быть организован активный рынок, если в наличии будет достаточная конкуренция между техническими решениями, разработанных в частном порядке. Это должно ограничить возможности подавления или чрезмерного повышения цен. Если все случится наоборот, то важно обеспечить возможность органам, следящим за соблюдением закона о конкуренции, контролировать ситуацию, – а это включает в себя обеспечение развивающихся стран необходимыми ресурсами для защиты от антиконкуретного насилия.

В конечном итоге оптимальным подходом может оказаться ситуация, когда конкурентные частные рынки работают в сфере разработок, развития и передачи технологий вместе с системами, финансируемыми государством. Пусть расцветают тысячи технологий.



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]