The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Chung-in Moon: RUS, June 29, 2016
В своем обращении к Конгрессу Рабочей партии 7 мая Ким Чен Ын сказал, что Северная Корея является «ответственным ядерным государством», которое не будет применять ядерное оружие, – «кроме случаев, когда на ее суверенитет посягнет любая агрессивная держава с ядерным оружием». Он обязался «стремиться ко всемирному отказу от ядерного оружия», – но подчеркнул необходимость продолжения политики параллельного развития «byungjin», которая подразумевает одновременное развитие северокорейской экономики и ее ядерной программы. Заявления Ким Чен Ына могут пониматься как абсолютное неприятие международных призывов к Пхеньяну отказаться от ядерного оружия.
В течение последних семи лет, когда шестисторонние переговоры сошли на нет, Северная Корея укрепляла свой ядерный арсенал. Считается, что она накапливала ядерные материалы постепенно, и сейчас количество северокорейских боеголовок оценивается различными источниками примерно в 10 штук. В январе Пхеньян произвел четверные по счету ядерные испытания. Он владеет широким диапазоном систем доставки, от ракет малой дальности типа «Скад» и ракет средней дальности типа «Нодонг» и «Мусудан» до, – возможно, – баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок. Пхеньян близок к завершению разработки межконтинентальных баллистических ракет и заявляет об успехах в уменьшении размеров и диверсификации своих боеголовок.
Вооруженная атомом Северная Корея представляет собой серьезную угрозу безопасности для Корейского полуострова, всей Северо-восточной Азии и мира в целом. Ядерное оружие Северной Кореи значительно изменяет военный баланс на полуострове и в результате препятствует мирному сосуществованию. Воздействие на региональную безопасность также значительно: эффект ядерного домино может привести к распространению ядерного оружия по всей Северо-восточной Азии. Также существует вероятность того, что Северная Корея станет экспортировать ядерные материалы, технологии и даже боеголовки в другие регионы, таким образом ставя под угрозу сами основы всемирной безопасности в наш век глобального терроризма.
Итак, как выбраться из этой хитрой северокорейской ядерной ситуации? Санкциималокчемупривели. Военноепротивостояние– неальтернатива. Сейчас, какникогда, переговоры– вотединственныйпутьдлядвижениявперед. К тому же переговоры могут завершиться успехом – если переговорщики люди практичные, гибкие и готовые внимательно выслушать Пхеньян.
Что не сработает. Сегодня подходы международного сообщества к решению северокорейской ядерной проблемы основаны на международных санкциях и логике преступления и наказания. Согласно этому подходу преступления Северной Кореи заключаются во владении ядерным оружием и нарушении резолюций ООН, – и считается, что Северную Корею необходимо наказать интенсивными всеобъемлющими санкциями. Такие санкции, согласно подобному способу мышления, причинят Северной Корее настолько сильный дискомфорт, что находящийся у власти режим окажется перед опасностью крушения и Ким Чен Ын будет вынужден избрать путь отказа от ядерного оружия. НоСевернаяКорея– этонеИран. Это чрезвычайно закрытое общество, привыкшее к санкциям. В то же самое время Китай вряд ли будет принуждать к санкциям, подрывающим стабильность в Северной Корее. До сих пор типичной моделью поведения Пхеньяна было демонстрировать тем большее пренебрежение, чем больше давления оказывалось на него. Проводить логическую связь от санкций к падению режима, – идея, которая сгодилась бы для Сеула, Вашингтона или Токио, – в этом случае оказывается самонадеянностью и обманом.
Некоторые специалисты в Сеуле считают, что Южной Корее следует противопоставить ядерным угрозам Пхеньяна развитие своей собственной программы ядерного оружия. Но как только Южная Корея объявит о начале военной ядерной кампании, она встретит огромное противодействие. Атомная энергетика страны, – работающая исключительно на коммерческие цели, – будет подорвана. Так же разрушится традиционный союз с Вашингтоном. К Южной Корее наверняка применят международные санкции, отправив ее экономику в крутое пике. Более того, по всей Северо-восточной Азии посыпятся фишки ядерного домино, – начиная с Южной Кореи, через Японию и, возможно, достигая Тайваня. Но, прежде всего, было бы нереалистичным считать, что Сеул мог бы использовать ядерную программу как инструмент воздействия против Северной Кореи (и Китая). С одной стороны, у Сеула нет даже оперативного управления над своими собственными вооруженными силами во время военных действий (в случае столкновений на полуострове южнокорейская армия переходит под управление командования США). С другой стороны, военная ядерная программа Южной Кореи может дать консерваторам в Японии повод к расширению японской военной машины. Поэтому южнокорейское атомное оружие было бы просто-напросто ошибочным ответом на северокорейское атомное оружие.
Упреждающая атака на Северную Корею или же любое военное действие также исключено. Даже не упоминая нарушение подобным актом международных норм, военная опция потерпит неудачу из-за внушительных оборонительных возможностей Северной Кореи. Любая упреждающая атака с легкостью перерастет в полноценную войну и поставит под угрозу жизни и собственность южнокорейцев. Соединенные Штаты хорошо осознают эти риски и принципиальные ограничения использования военной силы на Корейском полуострове. США могут разрушить Северную Корею, но не смогут выиграть в войне с ней.
Диалог и поиск урегулирования путем переговоров – вот единственные практически осуществимые возможности. В прошлом диалог не срабатывал, – но это не причина отказываться от диалога. Требуется новый и изобретательный подход к поиску договорного урегулирования. Такой подход потребует готовности слушать, практичного настроя и здоровой доли маневренности.
Что может сработать. Если участники переговоров с Северной Кореей хотят найти решение, устраивающее все стороны, они должны готовить откровенно, – но также выслушать и Пхеньян. Отказ услышать обеспокоенности Северной Кореи – прямая дорога к проигрышу. Чтобы говорить и слышать Пхеньян, требуется поставить себя на место Северной Кореи и поощрять ее сделать то же самое. Изображение Северной Кореи как недостойной доверия страны-изгоя или требование лишь односторонних условий будут только препятствовать конструктивному диалогу.
Переговоры с Пхеньяном должны также быть практичными и реалистичными. Следует корректировать цели в зависимости от обстоятельств. В частности, так как нельзя заставить Северную Корею полностью и незамедлительно уничтожить свое ядерное оружие, то краткосрочной задачей должен стать мораторий на ядерные программы Пхеньяна. Мораторий остановит дальнейшее техническое развитие северокорейских технологий и производство дополнительных ядерных материалов. В самом деле, Пхеньян неоднократно заявлял, что прекратит все связанные с ядерными материалами действия, если будут выполнены определенные условия, поэтому практически осуществимая стратегии завершения процесса должна существовать в пошаговом подходе, предложенным ученым из Стэнфорда Зигфридом Хеккером, – замораживание, откат и контролируемое разоружение Северной Кореи.
И, наконец, требуется определенная степень гибкости. При переговорах с Северной Кореей на стол нужно выложить все карты. И эти «карты» могут включать в себя временное прекращение совместных военных учений между Южной Кореей и США; обсуждение мирного договора взамен перемирия, завершившего Корейскую войну; формальное принятие права Северной Кореи на мирное использование атомной энергии и космической программы; а также нормализация дипломатических отношений между Северной Кореей и США. Эти возможности не должны быть исключены просто потому, что их требует Пхеньян. Более того, ведение диалога по этим вопросам обеспечит возможность прощупывания намерений Пхеньяна и даст возможность призвать Северную Корею к ответственности за любое нарушение доверия.
На данном критическом этапе кране необходима реальная политика. И те, кто ведет переговоры с Северной Кореей, должны понимать, что время работает не на них.
Topics: Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]