Китаю следует стремиться к ядерной стабильности, а не к утопии разоружения

By Rajesh Rajagopalan: RUS, December 28, 2016

Рассуждать о том, следует ли Китаю вести мир к ядерному разоружению, как делали мои коллеги по этому круглому столу, все равно, что задавать неправильные вопросы в неправильное время. Китай не был замечен в сражениях с ветряными мельницами, и попытки заставить Китай возглавить процесс разоружения, пристыдив его, являются либо признаком отчаяния, либо проявлением оторванности от реалий современной политики.

Настоящий прогресс в деле всемирного контроля за вооружениями и разоружения требует некоторого консенсуса между великими державами. Вот почему режим нераспространения ядерного оружия был так силен во время холодной войны. США и СССР рассматривали нераспространение ядерного оружия в собственных интересах и сотрудничали во имя этого интереса. Сегодня не существует подобного консенсуса, особенно среди великих держав.

Кажется, что мировой порядок сейчас движется по спирали к еще более глубокому конфликту и хаосу. И это отнюдь не потому, что Дональд Трамп был избран президентом США, – хотя его избрание может ускоритьсуществующиетенденции. Китай, Россия и мелкие бандитские режимы по всему миру переходят все границы допустимого поведения последние восемь лет, а Соединенные Штаты, руководимые Бараком Обамой, находили оправдание за оправданием, чтобы смотреть в другую сторону. Уже одно то скверно, что администрация Обамы отказалась принимать серьезное участие в ужасной гражданской войне в Сирии. Еще хуже, что Вашингтон не способен вселить уверенность в то, что он не бросит своих союзников; он даже не попытался противостоять вновь возникающим угрозам вроде Китая. В результате у более слабых региональных игроков от Европы до Азии появилось ощущение, что они теперь сами по себе.

Избрание г-на Трампа президентом лишь усилило ощущение, что США умывают руки от своих международных обязательств. Следствием этого стало то, что даже такие страны, как Япония и Германия, которые совсем недавно рассматривались как «гражданские страны», подчеркивающие важность экономической интеграции по сравнению с военной мощью, сейчас беспокоятся о том, как бы обеспечить собственную безопасность. Если они и другие союзники США решат, что теперь они сами по себе, их ответом на это понимание станет стремление к обретению ядерного оружия. И это будет началом конца режима нераспространения ядерного оружия.

Г-н Трамп коренным образом отличается от г-на Обамы. Нынешний президент мало заинтересован в самом факте участия в игре по крупному. Г-н Трамп, кажется, намеревается играть наугад, используя инстинкты, нежели стратегию, – и при этом самостоятельно, а не с союзниками. Кажется, что г-н Трамп также решил принять жесткую позицию по отношению к Китаю, – что согласуется с его предвыборной риторикой. Если Китай ответит на это достаточно резко, очень быстро может возникнуть конфликт. Как у союзников Вашингтона, так и у его потенциальных противников имеются причины беспокоиться о своей безопасности, и это приводит к нарастанию напряженности и дискомфорту в международной политике, когда все страны изыскивают односторонние меры для обеспечения собственной безопасности.

В такой ситуации ядерное разоружение не может быть основным приложением внимания. Более того, основное внимание следует сфокусировать на сохранении определенной доли стабильности путем укрепления доверия и контроля за вооружениями. Китай мог бы с успехом внести вклад в дело укрепления доверия, особенно в Азии. Если Китай будет вести себя с огромной долей  сдержанности, он может значительным образом снизить нестабильность в своем регионе и ограничить отрицательные последствия избрания г-на Трампа президентом. Пекин мог бы также способствовать стабильности, демонстрируя большую степень открытости и прозрачности, недостаток чего является главной причиной недоверия к Китаю.

Пекину также следует стремиться к укреплению режима нераспространения ядерного оружия. Северная Корея могла бы стать одним из аспектов приложения таких действий, однако идентичную важность имеет и укрепление потерянной веры в режим нераспространения. Сильный режим нераспространения ядерного оружия играет на пользу Китаю. Некоторые из соседей Китая, включая Японию и Северную Корею, способны создать ядерное оружие, но по своей воле не делают этого. И в интересах Пекина гарантировать что, чтобы они не передумали.

Кроме этого, Китай может стать лидером в своем регионе и за его пределами, попытавшись справиться с вызовами безопасности в космическом и кибер-пространствах. Пекин мог бы инвестировать в создание азиатской версии Хельсинского процесса, широкой многосторонней инициативы, сделавшей так много для снижения напряженности между советским и западным блоками в 1970-х. Это непростые проекты, но в сравнении с ядерным разоружением они кажутся более достижимыми и выгодными в краткосрочной перспективе.

В настоящий момент Пекину предоставляется отличная возможность взять на себя и проявить законодательное лидерство в регионе и за его пределами. Ключевым вопросом является то, сможет ли Пекин осознать и ухватиться за эту неожиданную возможность снизить зависимость региона от Вашингтона в качестве источника безопасности.



Topics: Nuclear Weapons

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]