Медлить с разоружением для Китая неблагоразумно

By Gregory Kulacki: RUS, December 2, 2016

Возможно, что ожидания Соединенных Штатов по поводу растущих экономических и военных возможностей Китая несколько завышены. Коммунистическая партия Китая имеет более скромную точку зрения на свои способности решения геополитических задач, включая проблему ядерного разоружения.

Пределы роста. Китайское правительство несет на себе бремя обеспечения благосостояния примерно пятой части человечества. Согласно данным Мирового банка, Китай стоит на 71 месте в списке всех стран по валовому внутреннему продукту на душу населения. Руководство Китая рассматривает огромный размер собственного населения в качестве значительного сдерживающего фактора для возможностей национальной экономики. И руководители страны желали бы, чтобы их коллеги в США проявили понимание этого факта.

Демографические ограничения в отношении долгосрочных экономических перспектив страны привели Коммунистическую партию Китая к решению установить расходы на оборонные нужды в размере примерно 2 процентов ВВП: это та доля, которую Китай сохранял с 1988 года. Сравнительно высокая скорость годового экономического роста привела к соответствующим увеличениям ежегодных расходов на военные нужды, но по мере того, как китайская экономика стабилизируется и ее рост снижается, ожидается, что расходы на оборону также будут сокращаться.

Обязательства, но не роскошь. Китайское руководство осознает, что его участие в международных переговорах о контроле ядерных вооружений основывается отнюдь не на достижении определенного уровня экономического или военного развития. Они понимают, что того требуют условия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Самое большое обязательство, которое Китай взял на себя, присоединившись к ДНЯО в 1992 году,  и которое он разделяет с четырьмя другими государствами (США, Россией, Великобританией и Францией), получив временное разрешение сохранения ядерного оружия, – это «добросовестно проводить переговоры» по «договору об общем и полном разоружении».

По любым меркам, Китай не соблюдает это обязательство. Как и ни одна из других ядерных держав. Последним существенным шагом на пути к разоружению, предпринятым ядерными державами, были успешные переговоры по Договору о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, открытого для подписания в 1996 году. Китай до сих пот отказывается ратифицировать этот договор. Китайские эксперты по контролю за вооружениями говорят, что их правительство ожидает, пока США ратифицируют договор первыми; Соединенные Штаты подписали договор, но Сенат еще не утвердил его, – что наводит на мысль о том, что китайское правительство не проявляет большого интереса в принятии на себя более активной роли по решению проблем ядерного разоружения.

К сожалению, таковы факты. Китай имеет относительно небольшой ядерный арсенал и не содержит его в состоянии боевой готовности. Правительство соблюдает обязательства по политике неприменения ядерного оружия первым, о которой Китай заявил после своего первого ядерного испытания. Такая политика позволяет Китаю принять на себя лидирующую роль в международном процессе контроля за ядерными вооружениями.

Возглавь или проиграешь. Может быть, китайское правительство не осознает, что его пассивный подход к ядерному разоружению является все более усугубляющимся дипломатическим долговым обязательством. Аналитики по оборонным вопросам и политическая элита в Вашингтоне, Токио и других мировых столицах подозревают, что причиной нежелания Китая играть более активную роль в многосторонних переговорах по ядерному разоружению является то, что он готовится наращивать свой ядерный арсенал, привести свои ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности или изменить свою политику неприменения ядерного оружия первым. Китайское правительство непреклонно отказывается обсуждать размер, состав и способы эксплуатации своих ядерных сил, что подливает масла в огонь подобных подозрений. Китайские аналитики контроля над вооружениями заявляют, что молчание Китая является конструктивной политикой, так как неопределенность, которую оно создает, позволяет Пекину использовать ее в качестве политики сдерживания, не увеличивая размер и не повышая боевую готовность своих ядерных сил. Это может быть правдой. Но какую бы выгоду ни получал Китай от создания сомнений по поводу своих ядерных возможностей, платой за это является усиливающаяся международная озабоченность намерениями Китая.

Несмотря на то, что обязательства Китая добросовестно участвовать в усилиях по разоружению не связаны с уровнем его развития, все равно существует связь между увеличивающимися экономическими и военными возможностями Китая и растущей международной озабоченностью по поводу амбиций китайских лидеров. Температура постоянно бурлящих территориальных диспутов между Китаем и его соседями повышается по мере того, как Пекин все энергичнее применяет экономические рычаги давления и демонстрирует свою военную силу, заявляя свои территориальные претензии. Не обладающие ядерным оружием государства, на которых оказывается такое давление, чувствуют на себе угрозу китайского ядерного оружия.

Что более важно, обеспокоенность безъядерных соседей Китая является значительным фактором в размышлениях Вашингтона по поводу своих собственных ядерных сил. Официальные лица в Министерстве обороны США оспаривают предложения объявить политику неприменения ядерного оружия первыми, либо понизить статус боевой готовности и сократить ядерные силы США, – и это происходит отчасти из-за беспокойства по поводу того, что такие изменения подорвут убедительность гарантий Вашингтона перед своими азиатскими союзниками. Недостаток  прозрачности данных о размере, составе и эксплуатации китайских ядерных сил, – независимо от благих намерений, из которых это поведение исходит, – лишь усложняет противостояние между американскими сторонниками контроля за ядерными вооружениями и официальными лицами.

Времена изменились. Мао Цзедун, Чжоу Энлай и другие основатели Народной Республики принимали решение о разработке ядерного оружия в то время, когда они верили в то, что мир переживает муки революционной борьбы, которая может привести к глобальной войне. Коммунистическая партия Китая больше не рассматривает международную ситуацию подобным образом.Отчет 18-го Партийного конгресса 2012 года дает картину многополярного, взаимозависимого и стабильного мира, в котором Китаю более нет необходимости владеть ядерным оружием.

В этом мире ядерное оружия для Китая в некоторой степени является пассивным активом. В то время как Пекин заявляет о том, что он изыскивает более справедливое распределение государственной власти и влияния в новом многополярном мире, многие американские аналитики и официальные лица видят в попытках Китая достичь такого баланса злой умысел и желание сместить США с позиции мирового лидера. Они заявляют, что защита Китаем своих территориальных претензий является предвестником агрессивных национальных амбиций. И они предупреждают о том, что Китай рассматривает обладание ядерным оружием в качестве необходимого условия глобального лидерства. 

Рекомендация. Если Китай действительно рассматривает сегодняшний мир в терминах, использованных на Конгрессе Партии, то Пекин мог бы предпринять некоторые шаги, чтобы способствовать появлению такого мира. Одним из таких шагов может стать принятие на себя более активной роли в международных переговорах по контролю за ядерными вооружениями. Другим, более важным шагом могло быть стать одностороннее решение о собственном разоружении.

Готовность к разоружению могла бы свести на нет все аргументы скептиков, которые видят Китай в качестве агрессора, стремящегося к региональной и всемирной гегемонии. Тем самым Китай значительно повысил бы свой международный престиж, сбалансировал бы равновесие в международных отношениях, и подкорректировал представления мира о территориальных претензиях Китая. Безъядерный Китай смог бы более эффективно убедить другие ядерные державы последовать его примеру. И Китай без ядерного оружия смог бы наконец-то получить гарантии Вашингтона о неприменении ядерного оружия первым, к которым Китай уже долгое время стремился на двусторонних переговорах по стратегической стабильности.

Имеется мнение, что Китаю выгоднее избавиться от своего ядерного оружия, чем сохранять, модернизировать или приводить его в состояние полной боевой готовности. По мере того, как китайские лидеры изыскивают пути изменения баланса международных отношений в новой эре, которую они описывают в терминах новой многополярной взаимозависимости и сотрудничества, уничтожение китайского ядерного оружия является стратегической опцией, которая заслуживает рассмотрения.

 



Topics: Nuclear Weapons

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]