Саммиты закончены; проблемы нераспространения ядерного оружия остаются

By Michael H. Fuchs: RUS, May 19, 2016

В конце марта, непосредственно когда представители последнего Саммита по ядерной безопасности собрались в Вашингтоне, Дональд Трамп поделился с газетой «Нью-Йорк Таймс» своим бесцеремонным и безответственным отношением к вопросу распространения ядерного оружия. На прошлой неделе г-н Трамп был выдвинут в качестве вероятного номинанта на президентское место от Республиканской партии. Поэтому сейчас, как никогда, очень важно убедить и население, и правительства в необходимости конкретных действий по нераспространению ядерного оружия.

Мои коллеги по круглому столу Хуберт Фой и Нилсу Горен не согласны со мной в том, что саммиты по ядерной безопасности должны продолжаться лишь на уровне глав государств, но мы все признаем, что саммиты, как события, призывающие к конкретным действиям, сконцентрировали внимание на ключевых вопросах нераспространения ядерного оружия. Независимо от того, будут ли саммиты продолжены, вопросы нераспространения ядерного оружия, а также разоружения, –  сохранят постоянную важность.

Когда новая администрация США приступит к исполнению служебных обязанностей, – независимо от того, кто станет президентом, – для нее существует ряд политических вопросов, имеющих далеко идущие последствия. Эти вопросы включают в себя:

  • Определить наличие практического подхода к переговорам по дальнейшему сокращению американских и российских ядерных арсеналов. Отношения между Москвой и Вашингтоном находятся в самой низшей точке своего развития с момента окончания холодной войны, поэтому шансы на серьезные переговоры по продолжению договора Новый СТАРТ кажутся маловероятными. Но если существует хотя бы одна область, в которой Россия и США могут попробовать достичь прогресса несмотря на напряженные взаимоотношения, то это именно та сфера.
  • Выбор подхода к модернизации американских ядерных сил. По мнению моих коллег Ларри Корба и Адама Маунта, сейчас Вашингтон стоит перед необходимостью принять решение, которое определит состав американских ядерных сил на многие десятилетия вперед. Если Соединенные Штаты действительно намерены сократить свои ядерные запасы, в то же самое время сохраняя эффективное средство сдерживания, в ближайшие годы необходимо принять трудные решения, – например, надо ли сокращать межконтинентальные баллистические ракетные войска (что, несомненно, кажется разумным выбором).
  • Соблюдение исторического договора по Ираку. Совместный всеобъемлющий план действий доказывает, что, используя лишь дипломатию, возможно предотвратить обретение ядерного оружиякакой-либо страной. Успех и дальнейшая эффективность договора станут ключевым элементом в установлении режима нераспространения ядерного оружия и поддержки других стран в соблюдении ими обязательств по нераспространению. Несмотря на то, что критика этого договора довольно широка, свидетельством чему – практически ежедневные публикации в прессе, – крайне важно обеспечить как успех договора, так и соблюдение его условий всеми сторонами.
  • И, наконец, к вопросу противостояния с Северной Кореей. По мере роста ядерного потенциала Пхеньяна, особенно в области уменьшения габаритов и количества ракет, американские политики стоят перед серьезным вызовом обеспечения региональной стабильности. Мир переходит на более строгое отношение к Северной Корее: в марте Китай подписал жесткую резолюцию Совета Безопасности ООН, направленную против Пхеньяна. Несмотря на это, Северная Корея, кажется, намерена продолжать движение по ядерному серпантину.

Ни одна из этих проблем не является новой. И все равно, их решение требует постоянного внимания и вовлеченности, – практически таких же вовлеченности и внимания, которые были востребованы в ходе саммитов по ядерной безопасности.

Белый Дом объявил о том, что президент Обама посетит Хиросиму во время своей будущей поездки в Японию. Может быть, президент использует эту возможность, чтобы обрисовать практическое видение того, как нам предстоит справиться с лежащими впереди ядерными проблемами, – это может стать своего рода «пражской речью версии 2.0», представляющей собой более подробную карту для достижения его видения ядерной проблемы. Решения, которые предстоит принять, сложны, и они потребуют смелого, но прагматичного подхода.

 


Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]