То немногое, что возможно: снижение вреда от сверхзвуковых технологий

By Tong Zhao: RUS, August 13, 2015

Главным парадоксом идущей в настоящее время гонки сверхзвуковых технологий является то, что США, – инициатор и лидер этой гонки, – до сих пор не получили никакого военного преимущества от сверхзвуковых технологий, но уже почувствовали опасность, исходящую от них. Действительно, отчет Палаты представителей США по оборонному законопроекту на 2015 год выражал озабоченность относительно того, что «Китай и другие конкурирующие страны представляют собой растущую угрозу технологическим преимуществам США в … сверхзвуковом вооружении». Этот отчет требовал от Пентагона «объяснить, как Министерство обороны собирается развивать и внедрять оборонныйпотенциал для ответа на эту возникающую угрозу». Таким образом, конкуренция в сверхзвуковых технологиях, как и любая другая конкуренция в области военных технологий, быстро выходит на самоподкрепляющуюся спираль. Страны, заинтересованные в обладании сверхзвуковыми ракетами и убежденные в том, что наиболее быстрое оружие – это оружие будущего, принимают сверхзвуковое вооружение с распростертыми объятиями, – не продумывая тщательно все за и против, и особенно не анализируя должным образом реакцию других стран.

Мой коллега по круглому столу Марк Губруд, предлагающий запрет на испытания сверхзвуковых ракет, ищет решение для сверхзвуковой конкуренции. Я преклоняюсь перед ним за это. И я разделяю его общий скептицизм относительно военной ценности сверхзвуковых ракет. Мы расходимся во мнениях лишь относительно технической осуществимости запрета на испытания.

Г-н Губруд предлагает начать процесс запрета на испытания с одностороннего моратория. Но эта задумка не может далеко пойти, если только в ней не согласятся участвовать Соединенные Штаты, – а Соединенные Штаты уже продемонстрировали отсутствие интереса в принятии на себя обязательств по контролю за вооружениями, который не может быть должным образом проконтролирован. Яркий пример того – Договор по предотвращению размещения оружия в космосе, – мера контроля за вооружениями, предложенная Россией и Китаем в 2008 году, но неоднократно отвергаемая Вашингтоном, в основном из-за озабоченности возможностью верификации таких процессов. Запрет на испытания сверхзвукового оружия, несмотря на то, во что верит г-н Губруд, будет очень не легко проконтролировать, – ввиду технических причин, которые я изложил во втором раунде.  

Так что жеможет являться осуществимым ответом на проблемы, которые ставят перед нами сверхзвуковые технологии? Одним из решений – хотя далеко не идеальным – является одностороннее воздержание стран от принятия дестабилизирующих стратегий размещения и использования сверхзвуковых технологий. В первом раунде я предлагал конкретные идеи в этом направлении. Прежде всего, страны должны дать обязательства не использовать сверхзвуковое оружие против ядерных целей. Во-вторых, они могут отказаться от стратегий, – таких как упреждающие атаки сверхзвуковыми ракетами на центры командования, управления и связи, – которые могут сгустить «туман войны» и привести к неумышленной эскалации.

В то же самое время мой коллега по круглому столу Раджарам Нагаппа призвал все страны воздержаться от вооружения сверхзвуковых ракет ядерными боеголовками. Предложение г-на Нагаппы, посредством соблюдения четкого разграничения между ядерными и обычными системами доставки, будет способствовать стабильности. Но возможность применить это предложение зависит в большой степени от того, как Россия и Китай оценивают будущие характеристики американской ракетной обороны. То есть, Москва и Пекин стремятся к обладанию сверхзвуковым оружием прежде всего в качестве защиты от будущих систем американской противоракетной обороны, которая может подорвать способность России и Китая доставлять свои средства ядерного сдерживания посредством баллистических ракет. Г-н Губруд говорит о том, что против самих сверхзвуковых ракет защититься относительно просто, – но я в этом не уверен. Особенно проблематично с технической точки зрения будет выстроить «территориальную оборону» против сверхзвуковых ракет (по сравнению с более выполнимой «точечной обороной). Ввиду отдельных технических неопределенностей на настоящем этапе развития сверхзвуковых технологий представляется невозможным сделать точные выводы по поводу эффективности и уязвимости сверхзвуковых ракет относительно существующих средств обороны.

Достижение консенсуса относительно запрета на испытания будет непростым делом. Более практичный подход к вопросу – обеспечить действия стран по включению сверхзвуковых ракет (если они все-таки будут созданы и приняты на вооружение) в контекст обсуждения процесса контроля за ядерным оружием, а также, чтобы такое оружие принималось во внимание в ходе мероприятий по ограничению или сокращению стратегических вооружений. 

 


Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]