Уважение к новичкам

By Wu Chunsi: RUS, July 11, 2015

В первом раунде моя коллега Нэнси Галлахер выразила озабоченность тем, что противоспутниковое оружие может увеличить риски ядерной войны. Ее озабоченность проистекает из желания как предотвратить катастрофическую войну, так и сохранить безопасность в открытом космосе. Я разделяю эти стремления, – но я все-таки верю, как я и высказывался в первом раунде, что политика, позволяющая использовать ядерного оружия первым, является наиважнейшей причиной риска обмена ядерными ударами.

В первом раунде два участника этого круглого стола уделили значительное внимание политике неприменения ядерного оружия первыми. Оба автора, что интересно, представляют страны, являющиеся новичками в открытом космосе, – Индию в случае Бхарата Гопаласвами и Китай в моем случае. (Галлахер также призывала «ядерные державы<…> поддержать недвусмысленную политику неиспользования ядерного оружия первыми», но это не было основным фокусом ее статьи в первом раунде.) Гопаласвами и я разделяем и еще одно мнение: в первом раунде он уделили значительное внимание озабоченности Вашингтона тем, что Пекин может бросить вызов господству США в космосе; я же писал о необходимости обеспечить права неофитов в космосе (то есть, обеспечить такой порядок вещей, что доминирующая космическая держава не будет ущемлять права других). Является ли совпадением то, что авторы, представляющие Китай и Индию, видят политику неприменения ядерного оружия первыми и доминирование США в космосе как интегральный элемент дискуссии по противоспутниковому оружию? Совсем нет – совершенно естественно, что все новички в космосе разделяют озабоченности и политические предпочтения, отличающиеся от доминирующих государств.

Таким образом, ответы на обеспокоенность новичков – вот ключевой вопрос Соединенных Штатов и более широкого международного сообщества. Если мировые державы хотят строить здоровые и стабильные отношения в космическом пространстве, основанные на сотрудничестве, критическими становятся два момента. Во-первых, космос должен быть открыт для всех. Как г-жа Галлахер упомянула в первом раунде, «государства могут беспрепятственно использовать космос в соответствии с международным законодательством», – и это должно оставаться неизменным. Любые попытки монополизировать космическое пространство под интересы одного государства будут контрпродуктивным. Во-вторых, необходимо ввести законы и нормативные акты, гарантирующие надлежащее поведение стран в космическом пространстве.

Китай выражает желание следовать международному законодательству и нормативным актам, – до тех пор, пока они остаются справедливыми и честными. Но Пекин считает несправедливым давление, которое оказывается на Китай относительно противоспутникового оружия. С точки зрения Китая, противоспутниковое оружие является лишь одним из вариантов космического оружия. На самом деле Китай (вместе с другими странами) давно призывает наложить запрет на все оружие в космосе. США не проявили желания вступить в диалог по таким предложениям. Но почему Китай должен принимать идею о том, что противоспутниковое оружие более опасно, чем другое космическое оружие?

Общность взглядов. В космосе – как согласятся оба моих коллеги по круглому столу, – явное преимущество принадлежит США. В то же самое время Китай является растущей силой, но из этого не следует, что Пекин будет соперничать с Вашингтоном в космосе. У Китая есть много причин для вступления в космическую активность – подстегнуть экономический рост, стимулировать развитие науки и техники, и, конечно, усилить национальную безопасность. Но ни одна из этих причин не подразумевает того, что Китай должен пытаться стать нацией номер один в космосе. Даже если Китай сможет выиграть у США в этом состязании, какой в этом смысл? Если такая «победа» не принесет мир, безопасность и развитие населению Китая, смысл во всем этом отсутствует. Таким образом, взгляд на китайскую космическую программу только с точки зрения безопасности и военного дела – был бы слишком ограничен. Преувеличение опасности, исходящей от китайской космической программы создает только больше проблем. Вместо этого международное сообщество должно изыскивать общие точки соприкосновения и возможности сотрудничества в космосе.

И – в качестве финального замечания, – первый раунд подсказал, что Китаю необходимо более ясно открывать миру свои космические, ядерные и оборонные стратегии. Китайское правительство прикладывает много усилий к тому, чтобы доказать, что его намерения нацелены на мир и сотрудничество, но до настоящего момента эти попытки были не так успешны. Таким образом, Китай должен придать своим действиям больше прозрачности во имя устранения обеспокоенности международного сообщества.

 


Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]