The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Parris H. Chang: RUS, November 19, 2016
По мере того, как истекает последний президентский срок Барака Обамы, а Дональд Трамп готовится вступить на эту должность, можно ли сказать, что президент Обама достиг адекватных результатов в выполнении своего обязательства, данного в Праге в 2009 году, «стремиться к мирному сосуществованию и безопасности для строительства мира без ядерного оружия»? Естественно, его усилия в направлении разоружения были значительными. В 2010 году издание «Обзор ядерной политики» Министерства обороны США отразило снижение роли ядерного оружия в стратегии национальной политики безопасности США; исключило развитие новых ядерных боеголовок; а также сузило список вероятных событий, при которых Вашингтон стал бы использовать или угрожать использованием ядерного оружия. Некоторое время ходили слухи, что Обама продолжит выполнять обещания и, прежде всего, объявит политику неприменения ядерного оружия первым. Но сейчас такой сценарий кажется маловероятным. Но если бы он сделал этот шаг, – или если бы это сделал любой президент в обозримом будущем, – стала ли бы такая политика «важной мерой укрепления доверия и конкретным шагом к тому, чтобы сделать наш земной шар мирным», – как полагает мой коллега по круглому столу Та Минх Туан?
Нет, не стала бы, – считают американские союзники Япония, Южная Корея, Великобритания и Франция, – все их которых уведомили администрацию президента Обамы о том, что они рассматривают политику неприменения ядерного оружия первыми как вредоносную для собственной безопасности. Ведущие политики в Сеуле озабочены возможностью введения американской политики неприменения ядерного оружия первыми, и некоторые из них выдвинули идею о том, что Южная Корея должна разрабатывать собственное ядерное оружие. В то же самое время на заседании Национального совета безопасности США в июле министр обороны Эштон Картер и Государственный секретарь Джон Керри по имеющимся данным предупредили, что политика неприменения ядерного оружия первыми встревожит союзников США, подорвет доверие к Соединенным Штатам и подаст иностранным державам сигнал о слабости США.
В первом раунде я писал, что президент Дуайт Эйзенхауэр сделал ставку на ядерное оружие для предотвращения вторжения коммунистического Китая на Тайвань. Угроза применения ядерного оружия помогла установить режим прекращения огня в Тайваньском проливе, который до сих пор в силе с 1950-х годов. Но цель Пекина доминировать и в конечном итоге аннексировать Тайвань остается неизменной. В течение нескольких десятилетий Китай значительно модернизировал и расширил свои обычные и ядерные силы. В последние годы он также значительно укрепил свое военное присутствие в Южно-Китайском море с целью бросить вызов американскому доминированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, Китай разработал улучшенные возможности запрета доступа, которые могут причинить значительный ущерб военным силам США. Эти возможности направлены отчасти на то, чтобы противостоять вмешательству США в случае атаки Китая на Тайвань.
Некоторые эксперты в Вашингтоне призывают к политике соглашательства с Китаем, – «встретить Китай на полпути», или даже отказаться от защиты Тайваня. Доводы этих экспертов заключаются в том, что из-за быстрого роста экономической и военной мощи Китая за защиту Тайваня придется заплатить цену, которая окажется слишком высокой для США. На этом фоне принятие Соединенными Штатами политики неприменения ядерного оружия первыми скорее всего подорвет веру Тайбэя в то, что Вашингтон придет на помощь, когда это потребуется. Политика неприменения ядерного оружия первыми пошлет вводящий в заблуждение сигнал, что США уже не обладают желанием противостоять Китаю. «Ястребы» в правительстве Китая могут быть ободрены кажущейся слабостью США настолько, что попробуют провести военную операцию на Тайване. Следующее напоминание из недавней истории может оказаться уместным и поучительным: когда северокорейские силы вторглись в Южную Корею с июне 1950 г., ни Иосиф Сталин, ни Ким Ир Сен не ожидали интервенции США, – так как менее, чем за шесть месяцев до этого Государственный секретарь США Дин Ачисон обозначил оборонительный периметр США в западной части бассейна Тихого океана, который явно исключал Корею.
В марте этого года г-н Обама повторил свое наблюдение, сделанное до этого в Праге: «достижение безопасности и мира на планете без ядерного оружия не случится быстро, может быть, даже не в нашей жизни». Он продолжил такой фразой: «ни одна страна не может претворить в жизнь видение [разоружения] самостоятельно. Это должно стать работой всего мира». Г-н Обама полностью осознает, что такая важная и чреватая серьезными последствиями политика, как неприменение ядерного оружия первыми требует широкой поддержи обеих партий США. Но г-н Обама не смог достичь консенсуса по политике неприменения ядерного оружия первым даже при поддержке своей собственной партии и администрации.
Как гласит американская поговорка, «Если не сломано, не пытайся чинить». В настоящее время неоднозначность Соединенных Штатов по поводу своего ядерного арсенала является здравым подходом, которому ни к чему какие бы то ни было попытки исправления.
Topics: Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]