Парижский парадокс

Цель проходящих во Франции переговоров по климатическим изменениям – достичь всемирного консенсуса. Но всем, участвующим в этой встрече – а это тысячи переговорщиков, политиков, экологов, участников от гражданских обществ, а также представителей неправительственных организаций и частного сектора, ясно: результаты конференции будут разочаровывающими и, очевидно, неадекватными. Для некоторых любое соглашение покажется откровенно безрезультатным. Соглашение, независимо от того, насколько оно амбициозно и агрессивно, не предотвратит угрозу подъема уровня моря в таких островных государствах, как Мальдивы (одна из стран, стоящая под угрозой исчезновения из-за климатических условий, как ранее в третьем раунде упоминал Сагар Дхара, наш коллега по круглому столу). И какое соглашение ни стало бы результатом этой конференции, оно не сможет адекватным образом защитить миллионы людей по всему свету, стоящими перед множеством климатических катаклизмов, начиная наводнениями и заканчивая усиливающимися засухами и мощными ураганами.

Недалеко от места проведения конференции в Ле-Бурже располагается исторический Пантеон, монументальное строение в центре Парижа. Снаружи этого здания 3 декабря была установлена скульптура под названием «Ледяные часы», которые были «заведены» на то, чтобы растаять в день окончания конференции 11 декабря. Скульптура состоит из 12 огромных блоков льда, собранных среди айсбергов в одном из гренландских фьордов. Блоки уложены в круг, наподобие циферблата, и символизируют ограниченное время, остающееся до принятия эффективных климатических действий. «Ледяные часы», выполненные художником Олафуром Элиассоном (с сотрудничестве с геологом Миником Розингом), демонстрируют в простой и материально-ощутимой форме сложную ситуацию, в которой оказался мир.

«Ледяные часы» также наводят на мысль о наборе, казалось бы, противоречивых фактов, касающихся изменений климата и того, как человечество реагирует на них. Отношения к климату на сегодняшний день парадоксальные. С одной стороны, чувство тщетности, глубокого отчаяния о самом изменении климата и неадекватных попытках мира разрешить проблему. С другой стороны, отчасти компенсируя чувство тщетности, – оптимизм, рожденный необходимостью. Этот оптимизм происходит из мощной человеческой воли к выживанию, а также изобретательности, креативности и надежды, которые сопровождают инстинкт выживания. Несомненно, очень сложно изменить человеческие системы, – например, уже существующие энергетические. А когда люди встречаются с трудными проблемами, их «решения» всегда незавершенные. Но также истинно и то, что, когда происходят изменения, они случаются неожиданным и нелинейным образом.

Данный круглый стол исследовал вопрос того, может ли человечество разработать и применить технологии, способные адекватно решить проблему изменения климата. Но на самом деле истинная проблема в другом. Могут ли люди быстро реорганизовать, реориентировать и перераспределить ресурсы, – а также смогут ли они изменить свои институты и общества таким образом, чтобы климат Земли стабилизировался, а будущие страдания и разрушения были сведены к минимуму? Этот вопрос значительнее, чем все узкие технологические проблемы, и его труднее разрешить. Но этот вопрос заслуживает того, чтобы о нем задуматься.

 



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]