The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Rajaram Nagappa: RUS, August 7, 2015
Участники данного круглого стола выразили всеобщее согласие с одной точкой зрения: в мире уже достаточно разрушительного оружия и нет необходимости добавлять еще одно. Но в то время как Марк Губруд ратует за запрещение испытаний сверхзвуковых ракет, Тун Чжао и я считаем, что, – так или иначе, – сверхзвуковые технологии останутся с нами.
Развитие любой технологии проходит по так называемой S-образной траектории. На ранних стадиях развития усовершенствования происходят медленно. Позже случаются прорывы, которые обеспечивают быстрое усовершенствование технологии. И, наконец, когда будут достигнуты физические пределы технологии, возможным оказывается лишь скромные улучшения, – и кривая выравнивается. Баллистические ракеты достигли этой последней стадии развития. Ограничения их рабочих характеристик могут быть преодолены лишь посредством развития новых технологий – таких как сверхзвуковые ракеты.
Сверхзвуковые технологии, обладая высокой скоростью доставки боеголовок, обеспечивают средство для достижения и сохранения военного преимущества. Ситуация, когда страны, которые уже вложили средства в достижение такого преимущества, соглашаются на запрет сверхзвуковых испытаний, кажется невероятной.
Ноесли бы они согласились на это, проверить соблюдение запрета на испытания станет – несмотря на все утверждения г-на Губруда, – очень сложным делом. Как сверхзвуковые планирующие ракеты, так и сверхзвуковые крылатые ракеты необходимо выводить на их соответствующие высоты с помощью баллистических ракет. Следовательно, они оставляют за собой инфракрасный след (обнаруживаемый из космоса), а их обозначение на радарах будет похоже на баллистическую ракету. Как писал Тун Чжао во втором раунде, «проведение четкой границы между [баллистическими ракетами с наведением на конечном участке траектории] и сверхзвуковыми ракетами может оказаться технически невозможно».
Также, запрет на испытания, – опять же, независимо от аргументов г-на Губруда, – оказывается дискриминационным против стран, которые не начали программы испытаний самостоятельно. Г-н Губруд пишет, что запрет на испытания не будет дискриминационным в военной сфере, потому что «все страны воздержатся от изготовления фактического, готового к применению оружия», а также не будет дискриминационным в гражданской сфере, так как «отставание между странами в сфере знаний будет сокращаться». Но по-моему, такое отставание сокращаться не будет. Сверхзвуковые технологии по своему существу являются технологиями двойного назначения, и страны, которые желают сохранить военные преимущества, будут ревниво предотвращать распространение гражданских сверхзвуковых технологий. В конце концов, что может стать гарантом того, что мирные сверхзвуковые технологии не будут перекроены под применение в виде ракет?
Неизбежное решение. В третьем раунде г-н Губруд задается вопросом, «каковым будет преимущество [сверхзвуковых ракет]» и отвечает на это: «без ядерных боеголовок они будут неспособны разрушить многие укрепленные стационарные цели». Не зная проектные спецификации сверхзвуковых ракет, сложно рассуждать о размере их боевого снаряжения, поражающей силе, стоимости и т.п. Но то, что сверхзвуковые ракеты будут определенным образом ограничены – это правда: например, похоже, что уязвимыми для них станут лишь стационарные, неукрепленные цели. Поразить укрепленные, углубленные в грунт укрытия будет намного проблематичнее. Сверхзвуковые ракеты могут достичь эффекта глубинного поражения за счет сверхскоростного полета, но в этом случае их боевой заряд будет меньше, – а ущерб, который они смогут нанести, будет незначительным.
Вот лишь одна из проблем, которую следует преодолеть странам, разрабатывающим сверхзвуковые технологии, перед тем, как они примут на вооружение такое оружие, но по мере того, как сверхзвуковые технологии неизбежно развиваются по своей S-образной кривой, будут найдены соответствующие решения. Единственный вопрос – когда это произойдет. А это, в свою очередь, зависит от политической воли и бюджетных приоритетов тех стран, которые разрабатывают сверхзвуковые технологии. И, несомненно, что те страны, которые уже находятся в процессе разработки сверхзвуковых ракет – такие сильные государства как США, Китай и Россия, – не согласятся на запрет испытаний до тех пор, пока они не преодолеют все препятствия технического характера. Попросту говоря, запрет на испытания пока не виднеется даже на горизонте.
Topics: Nuclear Weapons, Technology and Security
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]