The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Raymund Jose G. Quilop: RUS, November 11, 2016
Действительно, на этом круглом столе я говорил, что Вашингтону не стоит отказываться от права применять ядерное оружие первым. Но основной мыслью моего утверждения является отнюдь не то, что другие страны не ответят на американскую политику неприменения ядерного оружия первыми аналогичными действиями, – как предположил мой коллега Та Минх Туан. Более того, если бы все ядерные державы кроме США самостоятельно решили бы отказаться от политики применения ядерного оружия первыми, я все равно ратовал бы за то, что политика неприменения ядерного оружия первым не имеет для Вашингтона никакого смысла. Отказ от права применять ядерное оружие первыми сделает ядерный арсенал США бесполезным и, как я писал в первом раунде, для ядерных государств было бы намного прагматичней «сохранять некоторую неопределенность в том, будут ли они использовать ядерное оружие первыми и с какими целями». Это является основным посылом моего утверждения.
Г-н Та совершенно верно отметил, что соглашения по контролю за вооружениями наподобие Договора о нераспространении ядерного оружия и Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия были заключены при участии ядерных держав, – но он делает неверное предположение о том, что ядерные державы участвовали в переговорах из-за «международных призывов к снижению ядерных рисков». Истина в том, что ядерные державы вели себя так для того, чтобы укрепить собственную безопасность, – а это именно тот императив, который побудил их к изначальной разработке ядерного оружия. Давайте посмотрим правде в глаза: основным приоритетом всех государств являются их собственные интересы. Поэтому когда сильные государства создают международные соглашения и позволяют себе нести по ним какие-либо обязательства, их действия зиждутся на осознании того, что это выгодно им самим.
Возьмем для примера Договор о нераспространении ядерного оружия. Государства, не обладающие ядерным оружием, имеют веские причины участвовать в этом договоре. Но ядерные державы создали этот договор для того, чтобы предотвратить разработку ядерного оружия другими странами, – а не для того, чтобы предоставлять выгоду безъядерным государствам. Этот договор ограничивает количество обладателей ядерного оружия теми странами, которые уже имели его на момент вступления договора в силу; тем самым ядерные государства получают несправедливое преимущество. Если это не собственный интерес, то что это?
Именно собственной выгодой объясняется и то, почему, – несмотря на то, что общее ядерное разоружение является стержнем договора, – ядерные державы до сих пор не уничтожили собственное ядерное вооружение. Несомненно, они сократили свои ядерные арсеналы в некоторых наименованиях, – но они сокращали свои ядерные запасы только когда другие страны соглашались сделать то же самое, и такое обоюдное сокращение воспринималось как выгодное. Не следует делать ошибку, – сокращения вооружений никогда не происходили в условиях, о которых г-н Та говорит относительно политики неприменения ядерного оружия первыми, – что якобы одна страна может сделать шаг к разоружению в надежде, что другие последуют ее примеру.
Политика неприменения ядерного оружия первыми должна объявляться лишь когда другие страны согласятся сделать такие же заявления (и, как я говорил ранее, я бы рекомендовал Соединенным Штатам не принимать на себя политику неприменения ядерного оружия первыми даже в этом случае). Для США было бы откровенной наивностью принять на себя политику неприменения ядерного оружия первыми и надеяться, что другие последуют их примеру. Пока все члены ядерного клуба заранее не согласятся на принятие на себя обязательств неприменения ядерного оружия первыми, Вашингтону не следует ожидать, что его обязательства вызовут такие же шаги от другие ядерных держав. И совершенно наивно говорить, как это делает г-н Та, о том, что США подадут «хороший пример для других ядерных держав», отказавшись от права применения ядерного оружия первыми. Хорошему примеру не последуют.
Г-н Та также ошибается, когда он пишет о том, что американское объявление политики неприменения ядерного оружия первыми «усилит престиж США». Каким образом такое может случится? Престиж начинается с обладания ядерным оружием. Фактически стремление к престижу является одним из факторов, которые приводят государства к разработке ядерного оружия.
Г-н Та заявляет, что международная системабезопасности «зависит от уважения и выполнения государственных обязательств и международных законов». Так оно и есть, в том смысле, что уважение международного законодательства и государственных обязательств является необходимым для всеобщего мира и стабильности. Необходимым, – но недостаточным. Это именно та причина, по которой государства вооружаются. Чем более смертоносно оружие, тем больше убеждающая сила воздействия у обладающих им.
Topics: Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]