The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Gregory Kulacki: RUS, December 27, 2016
27 октября Китай стоял перед еще одним испытанием, которое продемонстрировало то, насколько он желает вести за собой процесс ядерного разоружения: Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН голосовал по резолюции, касающейся соглашения, запрещающего ядерное оружие. Китай воздержался.
За несколько дней до голосования, на международной конференции по контролю за вооружениями в древнем городе Сючжоу (Китай), г-н Ду Сянвань, бывший заместитель директора Китайской инженерной академии и отец-основатель китайского общества по контролю за вооружениями, начал свою речь, выразив личное разочарование в решении Китая. Он заявил, что Китаю следовало присоединиться к 123 государствам, которые проголосовали за резолюцию ООН. Он не согласился с идеей (совершенно независимо высказанной на этом круглом столе моим другом г-жой Хуа Хан) о том, что в вопросе ядерного разоружения Пекин должен поступать согласно выбору Москвы и Вашингтона.
Как верно отметила профессор Хан, США и Россия не только не разоружаются, – они претворяют в жизнь политику, чреватую опасным и дестабилизирующим возобновлением гонки ядерных вооружений. Тем не менее, если бы Пекин последовал совету г-жи Хан о копировании пути Вашингтона и Москвы, следующие переговоры в ООН проходили бы без активной поддержки какой-либо ядерной державы (сомнительный голос Северной Кореи будет «за» несмотря ни на что). Если, однако, Китай решил бы поддержать переговоры, они бы заручились поддержкой неядерных государств, которые проголосовали за внедрение запрета, и это помогло бы воссоздать Движения неприсоединения, которое вывел из строя именно Китай, когда в октябре 1964 года произвел свое первое ядерное испытание.
Несмотря на то, что сейчас пока еще рано делать определенные выводы, избрание Дональда Трампа на пост главы США скорее всего ускорит появление поистине многополярного мирового порядка. Процесс передачи президентской власти уже дает понять, что избранному, но еще не вступившему в должность президенту Трампу недостает как воли, так и умений поддерживать международную систему с центром в США, созданную президентом Труманом и хранимую его преемниками. Слова и дела г-на Трампа после его избрания показывают, что он собирается выполнить свои предвыборные обещания и осуществить идею «Америка прежде всего», подразумевающую освобождение от влияния международных организаций и смещение союзников США на второстепенные роли. Подобострастный приезд японского премьер-министра Синдзо Абэ в Башню Трампа 17 ноября лишь укрепил веру избранного президента в эффективность его политики.
Позиция Пекина по резолюции ООН, касающейся запрещения ядерного оружия, может служить индикатором того, как Китай будет себя вести в мире, где США уже не играет главенствующую роль. Бросит ли Срединное царство свой жребий совместно с большинством государств, которые видят преимущества продолжения строительства справедливого, честного и экологически устойчивого мирового порядка? Или же режим Си Дзиньпина продолжит рассматривать себя как всего лишь еще одну националистическую державу, утверждающую свои собственные интересы среди уже ощутимой международной анархии? Если Пекин решит продолжать оставаться на второстепенных ролях в крепнущем международном движении по запрету ядерного оружия, при этом инвестируя в модернизацию своего ядерного арсенала, нельзя будет упрекнуть все остальные страны, если они сделают вывод о том, что Китай при председателе Си является препятствием на пути к глобальному миру и развитию.
Председатель Мао, герой революции, которая привела Коммунистическую партию Китая к власти в 1949 году, известен своей фразой о том, что наиважнейшим вопросом является способность отличать друзей от врагов. Он также говорил, что мыслительный процесс любого человека, – включая председателя Коммунистической партии Китая, – определяется его классовой принадлежностью. Хотел ли бы председатель Мао, чтобы его «народная республика» выглядела как растущая «великая держава», которой суждено заменить США на вершине международной иерархии, – или же как развивающаяся страна, борющаяся, совместно с другими такими же странами, за более справедливый мировой порядок?
Председатель Си связал политическое выживание слабеющего коммунистического режима Китая с наследием Мао. Его предстоящее решение либо присоединиться к, либо отколоться от международного движения по уничтожению ядерного оружия может в конечном итоге положить конец давнему спору в самом Китае по поводу того, останется ли председатель Мао в памяти как истинный, но не без недостатков, революционер или же как первый император-тиран новой китайской династии.
Topics: Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]