Автономное оружие и напряженный поиск гражданской безопасности

By Monika Chansoria: RUS, January 6, 2016

Мои коллеги по круглому столу выразили уместную озабоченность проблемами автономного оружия, но не уделили достаточного внимания массовым убийствам мирного населения террористами, – убийствам, которые могут быть сокращены при применении автономного оружия, контролируемого эффективным законодательством.

Смертельное автономное оружие требует эффективного регулирования, – вот мнение, по которому все авторы этого круглого стола выражают единообразное согласие. Одна из участниц, Хезер Рофф ратует за полное запрещение автономного оружие в дополнение к его регулированию. Но всеобъемлющий запрет вряд ли будет когда-либо применен. Таким образом получается, что единственным действенным путем для движения вперед является эффективное международное регулирование. В идеале, регулятивная система будет способна одновременно ограничить сопутствующий ущерб, который может вызвать применение автономного оружия, а также урегулирует разработку и распространение этого оружия. Но главная задача регулятивной системы – увеличить шансы автономного оружия на то, чтобы способствовать, нежели снижать, гражданскую безопасность.

Может ли автономное оружие представлять собой опасность для гражданского населения? Несомненно. Как г-жа Рофф писала в первом раунде, что, несмотря на то, что технологический прогресс может дать автономному оружию способность опознавать разрешенные цели, такие усовершенствованные технологии «не смогут гарантировать, что гражданские лица не станут целями для огня». Такое наблюдение, являясь правильным, тем не менее, упускает из вида угрозы гражданскому населению, которые исходят от внегосударственных субъектов, процветающих из-за того, что они неотличимы от местного гражданского населения. Возьмем для примера Индию. Согласно данным Института управления конфликтами в Нью-Дели, начиная с 1988 года из-за террористических действий было убито около 21000 индийцев, являющихся гражданскими лицами и работниками службы безопасности. Таким образом, несмотря на труднодоказуемость того, что автономное оружие будет непременно подкреплять, нежели снижать, безопасность гражданского населения, – ведь такое оружие находится в стадии разработки, – можно утверждать с большой долей убежденности, что при отсутствии автономного оружия гражданская безопасность подвергается угрозе со стороны внегосударственных субъектов. Фактически при подобных условиях трудно достичь «четкого понимания» термина «гражданская безопасность», которое ищет г-жа Рофф. В ситуации массовых беспорядков, гражданских войн и других видов асимметричного насилия, подобный поиск представляется довольно проблематичным.

В то же самое время Пауло Сантос доказывает, что «автономное оружие уже применяется на полях сражений», потому что современное общество смирилось с концепцией «военных действий как компьютерной игры». Но в странах, подобных Индии, население вообще не смирилось с любой формой военных действий, – более того, война в ее нетрадиционном, асимметричном и беспорядочном смысле навязывается Индии внегосударственными субъектами и лицами, находящимися в переходном состоянии. Такие группы людей получают от государств или государственных образований–соучастников ресурсы, необходимые для ведения террористический операций. Такой вид военных действий, по мере того, как он ставит под угрозу жизнь гражданского населения, создает нестабильность в регионе, которая, в с свою очередь, может породить новых террористов или вооруженные восстания.

Открытые и демократические страны, которые ценят свободы, те страны, чье руководство стремиться вести себя как ответственные участники международных процессов, не рассматривают мирное население в качестве целей для ведения огня. Напротив, именно не-государственные сети используют массовое насилие против мирного населения для достижения своих целей. Если системы автономного оружия, используемые при эффективном регулировании, смогут предотвратить массовые кровопролития среди гражданского населения, в то же время минимизируя сопутствующие жертвы, они достойны серьезного рассмотрения как законной технологии, могущей быть примененной во время конфликтов и войн.

 


Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]