The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Akira Kawasaki: RUS, August 12, 2015
70-я годовщина бомбардировок Хиросимы и Нагасаки – это очень символическая дата. В конце концов, семьдесят лет – это примерно средняя продолжительность жизни человека, – поэтому время, отпущенное тем немногим, которые непосредственно соприкоснулись с военным применением ядерного оружия, уже подходит к концу. Многие из выживших в Хиросиме и Нагасаки, известные в Японии как «хибакуся», уже отошли из этой жизни. Сейчас живы меньше, чем 200000 таких людей. Средний возраст хибакусясейчас – более 80 лет. Каким будет их наследие? Выучил ли мир уроки, которые хибакуся хотели нам преподать? И как запомнится последующим поколениям Хиросима и Нагасаки?
Многие десятилетия хибакуся неустанно и отважно говорили о своем трагическом опыте. Они предупреждали мир о жестоких, бесчеловечных и безнравственных последствиях применения ядерного оружия. Они постоянно делегировали послов в Генеральную ассамблею ООН и следили за конференциями по Договору о нераспространении ядерного оружия. Они проводили кампании по сбору подписей под письмами, призывающими государства, обладающие ядерным оружием, ускорить разоружение. Они обращались как к политикам, так и простым людям с призывом создать мир, свободный от ядерного оружия.
Но за пределами Японии их голоса зачастую игнорируются. Иногда смысл их посланий настолько превратно истолковывается, что описываемые ими ужасные испытания видятся как стимул к дальнейшей разработке ядерного оружия во имя сдерживания.
Но сдерживание не объясняет того, почему ядерное оружие не использовалось в военных действиях в течение последних семи десятилетий. США рассматривали вариант применения ядерного оружия во время Корейской и Вьетнамской войн, – но до этого не дошло. Руководители США отвергли вариант применения ядерного оружия не потому, что боялись возмездия, а потому что они понимали физические, гуманитарные и политические последствия, которые подразумевал бы ядерный вариант. Другими словами, военное использование ядерного оружия в течение последних 70 лет предотвращалось не готовностью соперника применить ядерное оружие, а пониманием катастрофических последствий такого оружия.
Но по мере того, как хибакусястареют, а их воспоминания стираются из памяти, то табу, которое окружает ядерное оружие, теряет силу в национальных политических дебатах. Даже с сегодняшней Японии доктрина ядерного сдерживания ставится под сомнение все реже и реже. Эта тенденция обеспечила пространство для выступлений небольшого количества новых идеологов за то, чтобы Япония сама стала ядерной державой.
Несмотря на это, надежда хибакуся на разоружение за последние несколько лет укрепилась, дав новое дыхание их мечте еще при жизни увидеть мир без ядерного оружия. Их надежда возродилась преимущественно благодаря возросшему вниманию международного сообщества к гуманитарным последствиям использования ядерного оружия.
Движению дается ход. «Гуманитарная инициатива», скорее всего, началась в 2010 году с призыва президента Международного комитета Красного креста, отметившего «невыразимое человеческое страдание», которое причиняет ядерное оружие, и призвавшего к его уничтожению «посредством юридически обязательного международного договора». В следующем году Совет делегатов Красного креста и Красного полумесяца издал резолюцию, в которой отмечалась «разрушительная сила ядерного оружия и угроза, которую оно представляет для окружающей среды и последующих поколений». Резолюция обращалась ко всем государствам с призывом «гарантировать, что ядерное оружие никогда более не будет использовано», а также начать безотлагательную и решительную работу по написанию обязывающего соглашения, ликвидирующего ядерное оружие.
Затем, во время совещания по Договору о нераспространении ядерного оружия в 2012 году в Вене Швейцария выступила с заявлением от лица 16 стран, в котором отмечалось гуманитарное значение ядерного разоружения. Это заявление не переступило грани, за которой стоял бы призыв к запрещению ядерного оружия. Но количество стран, которые поддержали это заявление, возросло. К апрелю текущего года под шестой редакцией заявления подписались 159 стран.
Между тем, было проведено значительное количество международных конференций, посвященных гуманитарному воздействию ядерного оружия. На них прозвучали свидетельства хибакуся, а сами конференции строились на анализе уроков Хиросимы и Нагасаки; также учитывались свидетельства выживших после ядерных испытаний. Эксперты отметили катастрофические последствия, которые произойдут при взрыве любого ядерного устройства, – будь то умышленное, случайное или произошедшее в результате погрешности в расчетах. Десятки миллионов будут убиты, ранены или выселены с мест постоянного проживания. Всемирный климат будет нарушен, что приведет к голоду. Инфраструктуры связи будут разрушены, а всемирной экономике причинен такой ущерб, после которого любое эффективное гуманитарное реагирование со стороны правительств или общественных организаций по оказанию помощи будет невозможно.
В ответ на эти ужасающие сценарии председатель гуманитарной конференции 2014 года в Наярите (Мексика) заявил, что «пришло время инициировать дипломатический процесс», направленный на достижение «новых международных стандартов и нормативов посредством юридически обязывающих инструментов». Он также заявил, что «в прошлом, как только какое-либо оружие объявлялось вне закона, оно уничтожалось», и что «это путь к достижению мира без ядерного оружия». Другими словами, он призвал к недвусмысленному запрещению ядерного оружия – а это нечто, что выходит за границы относительно слабых требований по разоружению Договора о нераспространении ядерного оружия. Председатель конференции назвал 70-ю годовщину бомбардировок Хиросимы и Нагасаки «адекватной вехой на пути к достижению нашей цели».
Существующее международное законодательство фактически не регулирует ядерное оружие должным образом. В отличие от оружия массового уничтожения, ядерное вооружение не запрещается в явных терминах. Договор о нераспространении ядерного оружия является единственным многосторонним документом, который содержит обязывающие принудительные обязательства к ядерному разоружению, – но этот договор, в то время как он препятствует приобретению ядерного оружия большинством стран, по сути позволяет пяти государствам владеть им. Таким образом, то, что требуется, это полное юридическое запрещение всякого ядерного оружия.
Для того, чтобы исправить этот фундаментальный недостаток в правовом режиме разоружения, на гуманитарной конференции 2014 года в Вене австрийское правительство инициировало движение, позже ставшее известным как Гуманитарные обязательства. В тексте обязательств Австрия призвала все стороны Договора о нераспространении ядерного оружия «определить и следовать эффективным мерам по заполнению юридического пробела, ведущего к запрещению и уничтожению ядерного оружия». Это заявление, несмотря на то, чтобы оно было выражено умеренным дипломатическим языком, по всей видимости, считает Договор о нераспространении ядерного оружия неадекватным для достижения целей разоружения, а также обязуется предпринять действия по созданию альтернативной, более строгой юридической структуры. Определенное количество групп гражданского общества уже начало распространять эти обязательства – и к настоящему времени они уже одобрены правительствами 110 стран, и это число продолжает расти.
Должное наследие. В течение 70 лет хибакуся работали ради распространения идеи о том, что ядерное оружие является бесчеловечным, а последствия его использования неприемлемыми. В Наярите хибакуся Сетсуко Фурлоу заявил, что «несмотря на то, что мы, хибакуся, посвятили наши жизни тому, чтобы предупредить людей о кромешном аде, которым является ядерная война, в течение почти что 70 лет не произошло практически никакого улучшения в деле ядерного разоружения… Мы надеемся, что это новое движение к запрещению ядерного оружия окончательно приведет нас к миру без ядерного оружия».
И сейчас это ограниченное время, которое осталось тем, кто воочию испытал военные ядерные взрывы, является моментом для подписания международного договора, которые заклеймил бы ядерное оружие, объявил бы его вне закона и обеспечил бы полное его уничтожение. Такой договор воздаст должное семидесяти годам работы хибакуся и обеспечит им надлежащее, долговечное наследие.
Topics: Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]