The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Rajaram Nagappa: RUS, July 17, 2015
Мой коллега по круглому столу Марк Губруд ратует за запрещение испытаний сверхзвуковых ракет – но то, что это предложение сработает, маловероятнов условиях, когда темп развития технологий сверхзвуковых ракет постоянно увеличивается.
7 июня Китай провел четвертые испытания своих планирующих сверхзвуковых ракет WU-14. По некоторым данным, ракета летела с скорость 10 Махов; испытания, как сообщают, включали в себя «резкие маневры». На настоящий момент Китай провел четыре испытания сверхзвуковых ракет в течение 18 месяцев, – что говорит о том, что Пекин видит в развитии сверхзвуковых технологий значительную насущность и важность.
Россия разрабатывает свою собственную планирующую сверхзвуковую ракету, Ю-71. Проведенные с сентября 2013 года три этапа испытаний (включая тест в феврале этого года), по всей видимости, были не успешными, но Россия обладает всеми необходимыми техническими возможностями рано или поздно создать полностью функциональную планирующую сверхзвуковую ракету.
В прошлом августе США потерпели неудачу в проводимом ими испытании «Усовершенствованного сверхзвукового оружия». Но у США имеется давний опыт в развитии сверхзвуковых технологий, и неудача прошлым летом не заставит Вашингтон отказаться от своих планов.
Любые системы вооружений могут быть истинным средством сдерживания, если их возможности были доказаны в ходе испытаний. Трудно представить себе условия, при которых страны, чьи оборонные планы включают в себя сверхзвуковые ракеты, станут продвигать или поддерживать запрет на испытания сверхзвуковых ракет. Напротив, они наверняка будут проводить испытания, чтобы усовершенствовать свои технологии. И только после того, как они усовершенствуют их, можно будет говорить о запрете на испытания.
Поучительным может стать взгляд на Договор о частичном запрещении испытаний 1963 года, которых запрещал испытания ядерного оружия в атмосфере и некоторых других средах. К тому времени, как договор вступил в силу, четыре страны уже провели испытания в атмосфере (США, СССР, Великобритания и Франция). США и СССР также провели испытания ядерного оружия в космосе – и получили непосредственные знания о разрушительных последствиях испытаний в космосе. С 1980 года не проводилось никаких атмосферных испытаний, – но договоренность на запрет испытаний была достигнута только после того, как основные государства продемонстрировали надежность проектов своих вооружений посредством необходимого количества испытаний.
В то же самое время, не смотря на то, что некоторые страны провели испытания противоспутникового кинетического оружия, -а опасности, связанные с такими испытаниями широко известны, – международное сообщество не стремится к запрещению противоспутникового оружия. Напротив, оно обсуждает правила поведения, нормы организации испытаний и т.п. Проще говоря, страны в большинстве случаев не стремятся к поспешному запрещению испытаний новых видов вооружений.
Предложение г-на Губруда о том, что США, Китай, Россия или Индия стали бы инициаторами неформального моратория на испытания – это обреченная на неудачу идея. Сверхзвуковые технологии еще не достигли технической завершенности, – в отличие от технологий ядерного оружия в начале 1960-х гг. Таким образом, ожидание того, что Вашингтон, Пекин или Москва предложат мораторий на испытания, притянуто за уши. Приоритетом же Индии является дойти до уровня развития, когда можно начать проводить испытания.
Даже некоторые страны, в настоящий момент не разрабатывающие сверхзвуковые технологии, скорее всего – в ответ на реальные или кажущиеся сценарии угроз, вступят в гонку разработки сверхзвуковых ракет. Другие страны, несмотря на техническую невозможность разработки сверхзвуковых ракет, выскажутся против запрета на испытания потому что когда-либо в будущем они захотят приобрести сверхзвуковые ракеты или же потому что они полагают, что смогут приобрести какую-либо выгоду из распространения сверхзвуковых технологий.
Принимая во внимание уже существующие разрушительные технологии, необходимость в сверхзвуковых ракетах сомнительна. Но, к сожалению, в реальном мире повестка дня зиждется на том, чего хотят сильные и технически развитые страны. А их интересам свойственно быть далекими от идеалистических представлений о реальности. Технологии сверхзвуковых ракет останутся с нами, – однако, как заметил Тун Чжао в первом раунде, страны, планирующие и поставившие на вооружение сверхзвуковые ракеты, должны «упорно и в одностороннем порядке следовать в направлении, исключающем дестабилизацию».
Topics: Nuclear Weapons, Technology and Security
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]