The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Требуются конкретные действия

By Carlos M. Correa: RUS, April 3, 2015

Во втором раунде Круглого стола Ахмед Абдел Латиф написал, что я «предоставил ряд фактов, которые … не раскрывают всейкартины связей между правами на интеллектуальную собственность и технологиями чистой энергии». И затем г-н Абдел Латиф предоставил свои собственные доводы, которые не просто не противоречили, но даже подкрепляли мой главный аргумент: развивающиеся страны непременно встретят препятствия по мере того, как они пытаются получить доступ к технологиям с низким выбросом углерода.

Г-н Абдел Латиф обратил внимание на то, что, несмотря на доминирование компаний из развитых стран в сфере патентования технологий получения энергии с низким выбросом углерода,  «сам феномен не является характерным для сферы энергетики с низким выбросом углерода. Такая же ситуация наблюдается во многих других секторах технических наук». Г-н Абдел Латиф прав – но этот факт только подчеркивает «северо-южную» асимметрию, характеризующую любое право собственности на технологии. Точно так же, когда г-н Абдел Латиф написал, что распространение патентов, имеющих отношение к энерго-системам с низким выбросом углерода, «отражает все более усиливающиеся тенденции в глобальном росте заявок на патенты», он тем самым подтвердил, что растет количество патентов на технологии с низким выбросом углерода. Распространение технологий усложняет понимание компаниями из развивающийся стран, а также любыми сторонами, заинтересованными в патентных технологиях, какая из этих технологий является запатентованной и кем. Это также осложняет переговорный процесс о лицензировании. Кроме этого, патентодержатели в любом случае несклонны выдавать лицензии, особенно если они предпочитают экспортировать на рынки, которые могли бы получить лицензии.

В том же самом ключе, когда г-н Абдел Латиф обратил внимание на то, что в Соединенных Штатах не было выдано ни одной обязательной лицензии на основании Закона о чистом воздухе, на самом деле он указал на очень узкий охват этого закона – который имеет отношение только к загрязнению воздуха. Как отметил в 2007 году Ф.М.Шерер, ведущий ученый промышленной экономики из Гарвардского университета, в США уже тысячи патентов прошли обязательное лицензирование.

Однако в этом споре особо рельефной выступает другая мысль: когда люди доказывают, что права на интеллектуальную собственность, в частности, патенты, не создают препятствия для развивающихся стран, пытающихся найти доступ к технологиям с низким выбросом углерода, они часто просят предоставить эмпирические свидетельства того, что передача защищенных технологий на самом деле не имела места. Вместо этого неплохо было бы предоставить свидетельства того, что такая передача технологий имела место. Как хорошо осведомлены многие адвокаты и судьи, доказать отсутствие какого-либо факта всегда сложнее, а иной раз и вовсе невозможно. Несмотря на это, накапливается все больше доказательств того, что патенты зеленых технологий приведут к настоящим проблемам. Возьмем для примера технологии биотоплива, которые обещают низкий уровень выброса парниковых газов в течение срока их эксплуатации, таким образом снижая потребление ископаемого топлива. Сфера биотоплива наводнена патентами, подавляющее большинство которых принадлежит компаниям их развитых стран, в значительной мере – из США (хотя в последнее время возрастает количество китайских компаний). Как было сказано на Совете по биоэтике Наффилд, «Принимая во внимание огромное количество технологий, которые, скорее всего, будут использованы в производстве биотоплива, эта сфера наиболее подвержена нагромождению патентов и патентным дебрям». Судебные процессы, имеющие отношение к патентам на биотопливо, были достаточно интенсивными, что доказывает решительность держателей патентов к устранению возможных конкурентов.

Если такие проблемы будут приуменьшаться или игнорироваться, международное сообщество не сможет принять должных мер для разрешения проблемы интеллектуальной собственности и зеленых технологий. Подобное положение дел намного усложнит достижение целей смягчения отрицательных воздействий на окружающую среду и адаптации. При этом затронутыми окажутся не только развивающиеся страны: когда речь идет о климате, мир оказывается глубоко взаимозависимым. Поэтому наиболее мудрым решением будет, если все страны, как развивающиеся, так и развитые, согласятся на конкретные действия, которые устранили бы существующие и потенциальные препятствия к распространению зеленых технологий.

В системе ООН в настоящее время ведутся переговоры об учреждении «механизма содействия развитию технологий», который стимулировал бы «развитие, передачу и распространение чистых и экологически безопасных технологий». На этих переговорах не следует упускать из внимания тот факт, что права на интеллектуальную собственность, вне зависимости от того, какую конкретную роль они сыграют в распространении инноваций, по самому своему характеру передают частным компаниям власть решать, кто и при каких условиях может использовать эти технологии. Такая власть должна подчиняться всемирным интересам – то есть достижению экологической устойчивости на всей планете.

 



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]