The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Rajesh Rajagopalan: RUS, December 2, 2016
Естественным следствием роста благосостояния и мощи Китая является то, что Пекин становится все более важным участником процесса управлении мировым ядерным порядком. Однако такие перемены происходят в то самое время, когда сам ядерный порядок стоит перед серьезными вызовами. Два десятилетия Конференция по разоружению не проводила никаких серьезных многосторонних переговоров о контроле ядерных вооружений. Опасность дальнейшего распространения ядерного оружия усугубляется все сильнее. А роль ядерного оружия занимает все более значительное место в стратегиях национальной безопасности некоторых ядерных держав.
Китай может сыграть важную роль в укреплении ядерного порядка, попытавшись убедить другие страны, – особенно Северную Корею и Пакистан, – встать на путь более осознанного сотрудничества. Однако такие действия потребуют от Пекина отойти от используемого им подхода к принципу многосторонних отношений, который в настоящее время является оборонительным и узко националистичным. Вместо этого Пекину следует принять более широкий подход, имеющий целью развивать общемировые интересы при соблюдении собственных национальных интересов Китая.
Осознание. Китай не является причиной всех проблем, стоящих перед всемирным ядерным порядком. Тем не менее, кажется, что Пекин недостаточно хорошо видит, какие последствия для его собственной безопасности может иметь ослабление режима нераспространения ядерного оружия. Все великие державы выиграют от соблюдения политики нераспространения ядерного оружия, – это в их собственных интересах. Но нераспространение ядерного оружия также служит и общим интересам. Именно осознание этого факта привело Советский Союз к активной поддержке создания режима нераспространения ядерного оружия и сотрудничеству с США в деле укрепления этого режима. Но до сих пор такие инсайты, кажется, еще не посетили китайское правительство.
Идея о том, что все страны стремятся к соблюдению собственных интересов, банальна. Принцип многосторонних отношений является одним из способов достичь этой цели. По сравнению с другими странами великие державы обладают намного более совершенными возможностями для обеспечения собственных интересов, но они обычно осознают, что могут достичь своих целей намного эффективнее посредством многосторонних усилий, согласовывающих личную выгоду с общими интересами. Даже когда «общие интересы» льют воду на мельницу именно великих держав, они все равно могут получить широкую поддержку, если интересы других стран также в какой-либо мере соблюдаются. Вот почему Соединенные Штаты решили пойти путем многосторонних отношений, путем Договора о нераспространении ядерного оружия по направлению к предотвращению роста ядерных вооружений. Этот договор является явно дискриминационным в отношении распределения выгоды. Тем не менее, Вашингтону удалось убедить других, что угроза недискриминационного распространения оружия несет в себе большую опасность, чем несправедливая сущность договора. Естественно, США выбрали длинный путь для достижения своих целей, но, пожалуй, путь многосторонности оказался в конечном итоге наипростейшим вариантом.
Вот такой способ мышления следует принять на вооружению Китаю. Мощь Китая возросла, но, что парадоксально, эта мощь еще не подвела Пекин к соответствующему осознанию себя в контекстеважности осуществления нормативного руководства. Китай до сих пор подходит к всемирному ядерному порядку с точки зрения узкого и оборонительного национализма, – то есть Китай использует свою мощь, чтобы защищать собственные интересы, нежели чем служить интересам всех членов международного сообщества, одновременно с этим преследуя и собственные интересы. До тех пор, пока китайская политика тесно связана с узким личным интересом, в контексте всемирного ядерного порядка на Пекин будут смотреть с подозрением, и Китаю будет сложно наслаждаться полной мерой своей мощи.
Конкретные шаги. Китай может избежать таких последствий, играя более активную роль в трех направлениях. Прежде всего, он может трудиться ради укрепления ставшего непрочным режима нераспространения ядерного оружия. Во-вторых, Китай может способствовать достижению компромисса на Конференции по разоружению. И, в-третьих, он может принять самое активное участие в поиске подходов к новым рискам международной безопасности, – таких, как космические или кибернетические угрозы.
Пекин может начать, убрав свой покровительственный щит от Северной Кореи, – страны, чье упрямство угрожает как режиму нераспространения ядерного оружия, так и собственной долгосрочной безопасности Китая. Однажды Китай уже совершил ошибку, помогая еще одному участнику процесса распространения ядерного оружия, Пакистану, приобрести ядерное оружие. В результате Индия вновь начала свою ядерную программу, которую ранее была прекращена. Последствия этого для Китая были крайне отрицательные.
Китай повторяет эту ошибку, позволяя Северной Корее насмехаться над международными попытками остановить ее программу создания ядерного оружия. Несмотря на то, что раздражение и другие отрицательные эмоции Пхеньяна направлены на Южную Корею и Японию, последние пока не отвечают на это созданием собственных ядерных арсеналов. Но они еще больше сблизились с США, укрепляя союз, который так раздражает Пекин. Если США станут настолько слабы, что не смогут соблюдать свои обязательства в вопросах безопасности в регионе, это может стать стимулом для Сеула и Токио к разработке альтернативных способов обеспечения собственной безопасности, и не исключено, что одним из таких способов станет ядерное оружие.
Возможно, слишком поздно призывать Северную Корею вернуться на путь нераспространения ядерного оружия, но Китай мог бы попытаться понизить градус озабоченности в регионе, придав больше веса международным попыткам контролировать поведение Пхеньяна. Если Китай поддержит международный консенсус по Северной Корее вместо того, чтобы защищать Пхеньян, ему удастся укрепить как режим нераспространения ядерного оружия, так и собственную безопасность.
Китай также мог бы способствовать достижению компромисса и согласия на Конференции по разоружению. В частности, он мог бы попытаться убедить Пакистан позволить возобновиться процессу переговоров. Тупик, в которых зашла конференция, по большей части связан с разногласиями по поводу того, должен ли Договор о прекращении производства расщепляющихся материалов применяться лишь к будущему производству расщепляющихся материалов или же следует учитывать и уже существующие запасы. По всей видимости, Китай склоняется к первому варианту, – но в любом случае Пекин находится в выгодной ситуации, позволяющей найти золотую середину между противоборствующими сторонами, – если он захочет это сделать. Таким образом он не только приблизил бы выполнение Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов, но также открыл бы более широкие перспективы для дышащей на ладан конференции.
И, наконец, Китай мог бы помочь сдвинуть с мертвой точки дебаты по поводу новых угроз, связанных с космосом и кибер-пространством, – особенно первым. Китай, лишь недавно ставший космической державой, может понять озабоченность развивающихся государств в связи с соглашениями о контроле за вооружениями, которые могут перекрыть им путь к использованию космического пространства, а также по поводу того, что они сами могут понести сопутствующий ущерб в ходе разгорающейся космической конкуренции. Прошлые шаги Китая не были хорошо продуманы, – например, его испытания противоспутниковых средств 2007 года были опрометчивы по многим причинам. Несмотря на это, космическое пространство является территорией, требующей международного руководства. Китай может сделать огромный вклад в этом направлении.
Существующая сегодня неупорядоченность на ядерной арене дает Китаю возможность взять на себя руководящую роль в сфере многостороннего законодательного сотрудничества, при этом укрепляя собственную безопасность. Но чтобы использовать эту возможность, Пекину необходимо принять к сведению простую истину: безопасность Китая не может укрепляться путем снижения безопасности других стран.
Topics: Nuclear Energy, Nuclear Weapons
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]