The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Когда придет корейский компромисс

By Andrei Lankov: RUS, September 12, 2016

Из северокорейского ядерного тупика не будет выхода до тех пор, пока в качестве единственного приемлемого решения будет приниматься лишь полный отказ Северной Кореи от ядерного оружия. Естественно, сторонники санкций и давления будут еще долгие годы или даже десятилетия предлагать аргументы в пользу жесткой политики. Те, кто верит в возможность дипломатического решения в иранском стиле, также будут настаивать на своей точке зрения. Однако уже сейчас можно быть уверенным в том, что ни самое жесткое экономическое давление, ни само вознаграждение не заставят руководство Северной Кореи отказаться от своего ядерного оружия, в самом существовании которого они видят единственную гарантию своей безопасности. Отказ от ядерного оружия может стать лишь результатом смены режима в Пхеньяне. Смена режима – это вполне возможный сценарий, особенно если говорить о дальней перспективе, однако предсказать, когда произойдёт смена режима (и произойдёт ли она вообще) едва ли возможно.

Итак, Северная Корея в обозримом будущем останется ядерной державой. Только признав этот неприятный факт, можно начинать размышлять о том, как снизить те отрицательные последствия, к которым ведёт ядерный статус Северной Кореи.

В общем и целом международные санкции причиняют, пожалуй, больше вреда, чем пользы. Однако санкции, которые ограничивают доступ Северной Кореи к ядерным и ракетным технологиям и комплектующим, должны сохраняться и усиливаться. Обеспечить широкую международную поддержку для «узких» санкций подобного типа можно относительно легко. Эти санкции не могут полностью остановить северокорейскую ядерную программу, но, скорее всего, значительно замедлят ее продвижение.

Помимо санкций наилучшим и наиболее реалистичным подходом к решению проблемы, – вернее, «наименьшим из зол» – явится соглашение о замораживании ядерной программы Пхеньяна. Такая договоренность в некотором смысле станет новой версией Рамочного соглашения 1994 года, с помощью которого удалось существенно замедлить продвижение северокорейской ядерной программы. По условиям Рамочного соглашения Северная Корея соглашалась остановить работу своих ядерных реакторов с графитовыми замедлителями и затем демонтировать их. В обмен на это она должна была регулярно получать партии неочищенной нефти и, кроме того, на ее территории должны были быть построены два ядерных реактора на легкой воде для производства электроэнергии.

Если подобное соглашение будет вновь заключено, оно должно предусматривать, что Северная Корея объявит мораторий на ядерные испытания и запуск баллистических ракет и даст международным инспекторам доступ на свои ядерные объекты. В обмен на это Пхеньян будет регулярно получать продукты питания, гуманитарную помощь и помощь в целях развития. Скорее всего, потребуются и политические уступки, – которые, возможно, будут включать определенный формат дипломатических отношений или признания Северной Кореи со стороны США. При этом такое соглашение будет подразумевать, что за Северной Кореей остается право сохранить те ядерные устройства, что находятся в ее распоряжении.

Вполне возможно, – и даже, более того, вероятно, – что Северная Корея вновь попытается смошенничать и тайно продолжать работы над ядерным оружием (как она уже делала в 1994-2002 гг., когда Рамочное соглашение было в силе). Однако как присутствие иностранных наблюдателей, так и надежды на получение материальной помощи заставят Пхеньян вести себя осторожно, – и таким образом намного менее успешно – в его тайных попытках наращивать ядерные арсеналы.

Компромисс будет наилучшим решением для обеих сторон. В его рамках Северная Корея сохранит достаточно ядерных устройств для сдерживания, а также получит помощь в своих экономических проблемах. С другой стороны, у США и международного сообщества будет много меньше причин для беспокойства по поводу северокорейской проблемы – по крайней мере, ядерная угроза перестанет усугубляться с каждым годом.

К сожалению, подобный компромисс вряд ли возможен в нынешних политических условиях. В США любой президент, который попытается заключить подобное соглашение, навлечет на себя недовольство публики и будет обвинен в выплате откупных шантажисту. Действительно, предлагаемый выше компромисс приведет к тому, что Северная Корея станет первой страной, которая сначала подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, а потомвышла из Договора, разработала ядерное оружие, и в заключение всего получила щедрое вознаграждение от международного сообщества. Таким образом компромисс, – неважно, насколько логичный, – для администрации США чреват большими внутриполитическими рисками. То, что многие в Вашингтоне искренне возлагают совершенно нереальные надежды на санкции, только усложняет дело. Сторонники жесткого курса никогда не прекратят заверять всех, что санкции, дескать, вот-вот принесут результат.

Кажется, что и Северная Корея при Ким Чен Ыне также не заинтересована в компромиссе. Очевидно, что покойный Ким Чен Ир хотел ограничиться лишь небольшим количеством ядерных устройств для целей сдерживания, но нынешний руководитель, судя по всему, стремится создать куда более серьезный ядерный арсенал, а также системы доставки, способные поразить цели в континентальной части США. Он вряд ли станет рассматривать любые компромиссы до того, как достигнет этих амбициозный целей.

Как следствие, ситуация находится в тупике. И это достаточно печально. Каждый год, прошедший бесцельно, означает, что Северная Корея разрабатывает все более совершенное оружие, а риски распространения ядерных вооружений возрастают. Однако рано или поздно станет очевидно, что принятые сейчас стратегии не работают. Осознание этого может прийти после какого-либо яркого успеха северокорейских ядерных или ракетных программ, – возможно, например, что после успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Неважно при каких обстоятельствах, но в определенный момент поисками компромисса придется заняться всерьез – и чем быстрее ситуация изменится, тем лучше. Замораживание ядерной программы Северной Кореи, не является идеальным решением, но оно является единственным реалистичным решением проблемы.

 



Topics: Nuclear Weapons

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]