The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Nilsu Goren: RUS, May 30, 2016
Я все чаще не могу спать по ночам, – в часовом поясе восточного побережья США, – из-за утренних турецких новостей о Сирии и Ираке. Бессонница особенно яростна, когда мысли мои касаются ядерной безопасности не только в Сирии и Иране, но и во всех странах Ближнего Востока.
Все участники нашего круглого стола согласны с тем, что, несмотря на достижения Саммитов по ядерной безопасности, угроза ядерного терроризма совсем не снижается. На Ближнем Востоке ядерный терроризм кажется особенно экстренной проблемой. Факт, что в регионе запасы высокообогащенных урана и плутония достаточно малы. Но политическая нестабильность и склонность этих территорий к насильственному экстремизму являются условиями, которые благоприятны для ядерного терроризма.
Согласно Индексу ядерной безопасности 2016 года, издаваемому Инициативой по сокращению ядерной угрозы (NTI), страны Ближнего Востока располагаются внизу списка, когда речь идет о защите ядерных материалов от краж. Из 24 стран, которые обладают по крайней мере 1 килограммом ядерных материалов, пригодных к оружейному применению, присутствуют два ближневосточных государства: Израиль и Иран. Индекс поместил обе страны в конце списка защищенности от краж. Израиль стоит на 20, а Иран на 23 месте.
Из 152 стран, обладающих менее, чем 1 килограммом оружейных ядерных материалов, около дюжины находятся на Ближнем Востоке. Они рассыпаны по всему списку уязвимости к кражам, – от Арабских Эмиратов на 24 месте до Сирии на 151-ом (непосредственно над Сомали). Ясно, как день, что усилия по предотвращению хищения ядерных материалов, предпринимаемые в регионе, недостаточно действенны.
В сфере уязвимости перед ядерными диверсиями Ближний Восток находится еще в более глубоком кризисе. Из 45 стран в списке, подготовленном Инициативой по сокращению ядерной угрозы, пять находятся на Ближнем Востоке. Израиль – на самой верхней позиции из пяти, – стоит на 36-м месте. Иран разделил последнее место с Серверной Кореей.
Как упоминал мой коллега по круглому столу Хуберт Фой, обеспокоенность по поводу ядерных материалов не ограничивается лишь расщепляющимися материалами. Источники радиации также являются насущной проблемой. Общее расслабленное состояние в вопросах безопасности на Ближнем Востоке, как и его политическая нестабильность, повышают вероятность злонамеренного использования источников радиации в данном регионе по сравнению со многими другими странами.
Гражданские источники радиации имеют повсеместное распространение, особенно в медицине. Доступ к ним относительно легок, например, в детских больницах. К счастью, большинство источников радиации не являются легко дисперсивными. Период их полураспада короткий. Они могут загрязнить лишь ограниченные территории. Более того, попытки кражи незащищенных источников могут привести преступников к смерти от острого радиационного облучения. Несмотря на это, использование подобного источника радиации в «грязной бомбе» может привести к панике и терроризму среди местного населения. Грязная бомба превратит пораженные территории в непригодные для жизни на несколько лет, что будет иметь серьезные экономические последствия.
Еще одна причина для беспокойства в сфере ядерной безопасности Ближнего Востока – это запланированное расширение ядерной энергетики в этом регионе. Некоторые страны, указывая на ограниченное право Ирана обогащать уран согласно условиям Совместного всеобъемлющего плана действий, также захотят обогащать уран на своих территориях. Естественно, все эти страны имеют право стремиться к мирному использованию ядерной энергии, включая обогащение урана. Но чтобы снизить озабоченность мировой общественности объемами производимого ими обогащения урана, эти страны должны разработать сильные законы, регулирующие ядерную безопасность. Необходимо установить процедуры для безопасного промежуточного хранения ядерных материалов. А также составить планы по окончательному удалению отработанного топлива и радиоактивных отходов.
Международное агентство по атомной энергииможет оказать помощь во всех этих вопросах. Оно обладает полномочиями, ресурсами, а также экспертизой для осуществления подобной работы. Но многие задачи, тем не менее, попадают под ответственность государственных регулирующих органов. Ключевым компонентом успеха, таким образом, будет нахождение таких подходов к ядерной безопасности, которые адекватны для каждого конкретного региона, – посредством тесного сотрудничества между регулирующими органами и ядерной промышленностью. В этом аспекте дело, начатое Саммитами по ядерной безопасности, будет продолжаться. Саммиты ядерной промышленности, которые шли параллельно с Саммитами по ядерной безопасности, могут предложить ценную модель включения промышленности в диалог, направленный на внедрение работающих практик ядерной безопасности на Ближнем Востоке.
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]