The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Политика неприменения ядерного оружия первым: лучше всего сохранять неопределенность

By Raymund Jose G. Quilop: RUS, October 23, 2016

Введение политики неприменения ядерного оружия первым стало бы результатом здравого суждения Барака Обамы, – по крайней мере с позиции международной политики. Изменение этой политики в сторону неприменения в некоторой степени создаст баланс между стремлением Обамы к своей абсолютной цели ядерного разоружения и тем громадным арсеналом, которым Вашингтон до сих пор владеет. Этот шаг обеспечит определенную согласованность между заявлением Обамы 2009 года о том, что США будут «изыскивать мир и безопасность ради безъядерного мира», – и собственной заинтересованностью Обамы в ядерной безопасности, воплотившейся в серии Саммитов по ядерной безопасности, которые он инициировал.

Заявления, подобные декларации о политике неприменения ядерного оружия первым, являются полезным сигналом относительно подвижек, произошедших в правительстве в общем и в администрации президента в частности. Они помогают другим странам лучше понять обороннуе политику и военные концепции друг друга. Также они служат в качестве мер укрепления доверия, – что, по крайней мере согласно мнению сторонников такой политики, – может укрепить мир и стабильность во всем мире и устранить напряженность и дефицит доверия среди стран-соперниц. Тем не менее, заявление Соединенных Штатов Америки о политике неприменения ядерного оружия первыми останутся всего лишь заявлением об этом. Приведут ли они к каким-либо существенным результатам в сфере ядерного мира? Я, скорее, склонен сомневаться в этом.

Противники и союзники. Некоторые могут заявить, что единственной целью обладания ядерным оружием является сдерживание первой атаки со стороны других ядерных держав. Сторонники этой идеи доказывают, что сдерживающая способность ядерного оружия заключается в способности нанести второй удар, но не первый. Я думаю иначе: ядерные атаки могут сдерживаться как способностью к ответной атаке, так и готовностью нанести первый удар. Если противники видят, что у какого-либо государства «одна рука преднамеренно связанной за спиной», как однажды сказал Артур Херман из Гудзонского института, то они могут быть тем самым спровоцированы на первый удар, нацелив его на ядерный объекты. В таком случае объявление политики неприменения ядерного оружия первым подрывает механизмы ядерного сдерживания.

С другой стороны, упреждающая ядерная атака – это не единственный вид агрессии, который должен сдерживаться. Возьмем территориальные притязания Китая в Южно-Китайском море. Открыто задекларированная политика Вашингтона – не принимать ничью сторону в территориальных диспутах в Южно-Китайском море, но Пекин рассматривает США в качестве ярого сторонника юго-восточных азиатских стран, особенно Филиппин и Вьетнама. Станут ли США применять ядерное оружие первыми в конфликте против Китая по поводу Южно-Китайского моря? Возможно, не станут, но политика неприменения ядерного оружия первыми устранит все сомнения Пекина. Таким образом Китай может преследовать свои территориальные притязания еще более агрессивно, – несмотря на июльское постановление Международного суда в Гааге о том, что «девятипунктирная линия», на основании которой Китай заявляет свои широкие претензии в Южно-Китайском море, не имеет никакого основания в международном законодательстве.

Политика неприменения ядерного оружия первым может также привести к еще более агрессивному поведению Пхеньяна. Несмотря на то, что Северная Корея всегда заявляла, что ядерная угроза, исходящая от Соединенных Штатов Америки, находится среди основных причин ее стремления к обладанию ядерным оружием, было бы наивным полагать, что Пхеньян откажется от ядерного оружия лишь потому, что Вашингтон примет политику неприменения ядерного оружия первым. Напротив, можно легко представить себе, что объявление США политики неприменения ядерного оружия первыми придаст Северной Корее смелости в работе над ее ядерной программой с еще большим энтузиазмом. Объявление политики неприменения ядерного оружия первыми просто-напросто посылает потенциальным агрессорам неверно интерпретируемый ими сигнал. Наиболее прагматичным подходом для ядерных государств стало бы поддержание некоторой неопределенности насчет того, когда и почему они могут использовать ядерное оружие первыми, – то, как США делают это сейчас.

Объявление политики неприменения ядерного оружия первыми также подорвет убедительность ядерного зонтика, который США раскрыли над своими партнерами, а это может привести к тому, что союзники станут разрабатывать свое собственное ядерное оружие. Япония, если она решится изготовить ядерную бомбу, обладает как технологиями, так и расцепляющимися материалами, чтобы с легкостью создать ядерное оружие. Южная Корея, обладающая сильной технологической базой и огромным гражданским сектором ядерной энергетики, также более чем способна изготовить ядерное оружие. Если такие сценарии осуществятся, – то есть если союзники станут сомневаться в американских гарантиях безопасности, – то политика неприменения ядерного оружия первыми лишь поспособствует распространению ядерного оружия и подорвет все усилия к его уничтожению.

Как уже упоминалось, некоторые союзники США в Юго-Восточной Азии уже обеспокоены территориальными претензиями Китая в Южно-Китайском море. Но Ассоциация стран Юго-Восточной Азии скорее всего одобрит политику США по неприменению ядерного оружия первыми в качестве шага навстречу созданию подлинно безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии, которая была представлена в Бангкокском договоре 1995 года. Этот договор, к сожалению, еще не до конца осуществлен, потому что пять из общепризнанных ядерных держав не согласились со связанным с договором протоколом. Без этого протокола юго-восточная азиатская безъядерная зона останется не более, чем идеей на листке бумаги.

 



Topics: Nuclear Weapons

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]