The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Hubert Foy: RUS, April 18, 2016
Расщепляющиеся материалы приковывают к себе всё внимание. По крайней мере, большую его часть, – будь то на Саммитах по ядерной безопасности или на текущем круглом столе. И это оправдано. Вещества, которые террористы могут обратить в ядерные бомбы, заслуживают львиной доли внимания там, где обсуждаются вопросы ядерной безопасности. Но источники радиоактивности, – вещества, свойства которых излучать радиацию, полезную в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, медицине, горном деле, исследовательской деятельности и транспортировке, – сами по себе являются опасными. Они исчисляются миллионами. Десятки тысяч запломбированных радиоактивных источников, – небольшие по размеру капсулы высококонцентрированного радиоактивного материала в твердой форме, – заслуживают пристального внимания. Их могут украсть и продать на черном рынке. Или, что еще хуже, они могут быть использованы джихадистами для изготовления устройств рассеивания радиации, известных как грязные бомбы.
До сих пор опасности, исходящие от радиоактивных материалов, в большой степени оставались непроработанными. Естественно, радиоактивные источники присутствовали в повестке дня на Саммите по ядерной безопасности в 2012 году, когда сеульское коммюнике подчеркнуло важность предотвращения злонамеренного применения радиоактивных материалов. Но четыре года и два саммита спустя радиоактивные материалы по-прежнему продолжают представлять собой явную угрозу. Как упомянул мой коллега Нилсу Горен в первом раунде данного круглого стола, в прошлом году было украдено не менее 10 грамм иридия-192 из хранилища в Ираке. Материалы были позже возвращены, но сам по себе инцидент – это сигнал об опасности. Именно в этой связи документ, подписанный 35 нобелевскими лауреатами в преддверии недавнего саммита призывал мировых лидеров «выделить необходимые ресурсы для достижения существенного прогресса… в деле предотвращения ядерного и радиологического терроризма».
Отслеживание и учет радиологических веществ – дело не легкое. Как уже упоминалось, эти источники повсеместно распространены, и спектр их применения достаточно широк. Их часто незаконно перевозят через границы контрабандисты или даже «свои», имеющие доступ к этим материалам работники предприятий в жажде наживы. Это значит, что многие радиоактивные материалы находятся вне нормативного регулирования и крайне уязвимы для злоупотребления. В период между 2013 и 2014 годами Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ) получило сведения от 133 стран-членов о, по крайней мере, 276 случаях незаконной транспортировки или другой неправомочной деятельности, связанной с радиоактивными материалами. В ситуации, когда ни правительства, ни частных сектор не могут отследить транспортировку радиоактивных материалов от производителя до пользователя и, в конечном итоге, до безопасного хранилища, слишком высока вероятность того, что однажды террористы взорвут грязную бомбу.
Однако существуют возможности для усовершенствования защиты, которой обеспечиваются радиоактивные материалы, – например, путем повсеместного соблюдения и внедрения «Кодекса поведения в отношении охраны и безопасности радиоактивных материалов» МАГАТЭ. Кодекс направлен на «развитие и гармонизацию стратегий, законов и нормативов по охране и обеспечению безопасности радиоактивных материалов». К сожалению, к февралю месяцу только 130 из 168 государств-членов МАГАТЭ взяли на себя обязательства по Кодексу и лишь 103 страны уведомили агентство о решении действовать в соответствии с «Правилами импорта и экспорта радиационных материалов».
Кроме этого, не так много государств установили надежные и всеобъемлющие законодательные и регулятивные структуры для обеспечения радиологической безопасности. В Гане, где я работаю, президент Джон Махама подписал в прошлом году Регулятивный акт по ядерным веществам 2015 года, который сделал Гану лишь третьей страной в Суб-Сахарской Африке с независимой администрацией по регулированию ядерных веществ. Слабые законодательные структуры во многих странах, а также недостаток повсеместного соблюдения Кодекса поведения означают, что большое количество радиологических материалов существует вне национальных и международных механизмов безопасности.
Еще одной возможностью усовершенствования радиологической безопасности является предоставление регулярных тренингов и образовательных возможностей для персонала, связанного с управлением и утилизацией радиоактивных материалов. Эффективные процедуры безопасности зависят от поведения людей, которые активно работают с радиологическими устройствами. Необходимо готовить и специально разрабатывать под проблематику радиологической безопасности новые образовательные и тренинговые программы через МАГАТЭ, Международную сеть образования в сфере ядерной безопасности и другие институты. Все подобные мероприятия должны быть нацелены на культивирование эффективной культуры безопасности.
И, наконец, частный сектор должен обеспечивать более непроницаемую первую линию обороны против незаконного попадания радиоактивных материалов в руки террористов. Необходимо рассматривать лучшие практики радиологической безопасности в качестве вопроса корпоративной ответственности, а также внедрять их по всем предприятиям промышленности. Такие организации как МАГАТЭ и Всемирный институт ядерной безопасности могли бы способствовать международным обменам, позволяющим компаниям обмениваться своими лучшими наработками. Эти организации также могли бы способствовать усовершенствованию оборудования, которое компании используют для физической защиты, учета и обнаружения краж ядерных материалов.
Инициативы, подобные этим, не так уж блистательны. Но они могут явиться именно той разницей, которая проляжет между обычным днем в какой-нибудь мировой столице и тем днем, когда грязная бомба грубо поставит мир лицом к лицу с необходимостью взглянуть на радиологическую безопасность в новом, неприятном свете.
Topics: Nuclear Weapons, Technology and Security
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]