Найти баланс между модернизацией и разоружением
By Lu Yin: RUS |
В вопросах разоружения и контроля над ядерным вооружением можно распознать две разнонаправленные тенденции: желание многих упразднить ядерное оружие и практическое стремление ядерных держав модернизировать свои арсеналы. Какой баланс можно достичь между этими силами?
Ядерные державы ощущают необходимость в модернизации своих арсеналов по трем основным причинам. Прежде всего, с точки зрения безопасности в сегодняшнем мире они до сих пор рассматривают ядерное оружие как неизбежную необходимость, в основном для целей сдерживания. Во-вторых, ядерное оружие продолжает играть чрезвычайно важную роль в сохранении глобальной стратегической стабильности. И в-третьих, пока существуют запасы ядерного оружия, модернизация необходима для обеспечения их сохранности и эксплуатационной надежности.
Защитники идеи разоружения, однако, говорят о том, что ядерное оружие должно быть запрещено, а его запасы уничтожены, так как, если это оружие будет использовано, то последствия, которые постигнут человечество, будут катастрофическими. Даже сами ядерные державы, провозглашая необходимость модернизации своих арсеналов, признают тот факт, что ядерное оружие рано или поздно должно быть уничтожено. Например, в 2009 году администрация Барака Обамы выступила с инициативой построения мира, свободного от ядерного оружия.
Однако тот факт, что сейчас США вливают огромные средства в модернизацию ядерного оружия, не совсем согласуется с целями ядерного разоружения. Ожидается, что на нужды модернизации в период с 2014 по 2023 гг. США потратят 335 миллиардов долларов. Сокращение американских боеголовок, предусматриваемое новым Договором СНВ («Новый старт»), будет компенсировано качественным усовершенствованием американских арсеналов. В то же время американская инициатива Быстрого глобального удара и программы противоракетной обороны вновь ставят всемирную стратегическую стабильность под угрозу.
Китаю также необходима модернизация своих ядерных сил для повышения выживаемости и поддержания необходимого минимума ядерного сдерживания. Но это единственные цели Китая относительно его ядерного арсенала. Среди пяти признанный ядерных держав Китай единственный, кто взял на себя обязательства безусловного неприменения ядерного оружия первым. Такая политика постоянно накладывает ограничения на развитие ядерного потенциала Китаем (что, в любом случае, никогда не было основным приоритетом Пекина в его кампании военной модернизации). Китай последовательно выступает за мир, свободный от ядерного оружия. Страна никогда не участвовала в гонке ядерных вооружений и никогда не разворачивала ядерное оружие на территории других государств.
К сожалению, ядерное оружие до сих пор играет важную роль в стратегиях безопасности большинство ядерных держав, – включая США. В последнем «Обзоре состояния ядерных сил» Вашингтон решил более не закреплять за ядерным оружием некоторые несущественные или невыполнимые задачи, но, с другой стороны, и не внес никаких принципиальных изменений ни в роль американского ядерного оружия, ни в стратегии ведения ядерной войны. До тех пор, пока ядерное оружие играет такую значимую роль в политике Соединенных Штатов, и пока США питают стремление к абсолютной безопасности, Вашингтон не станет сокращать свой ядерный арсенал до относительно малого уровня и не будет вносить коренные изменения в текущую программу модернизации. Практически то же самое справедливо и для России.
Таким образом, ядерные державы считают программы модернизации необходимыми. Однако, пока такие программы проводятся, дальнейший процесс разоружения видится невозможным. Как же выбраться из этого тупика? Известно, что направление развития ядерных программ определяется государственными ядерными доктринами, – поэтому секрет выхода лежит в урегулировании национальных стратегий таким образом, чтобы роли ядерного оружия отводилась в них меньшая роль.
Если Россия и США фундаментальным образом скорректируют свои ядерные стратегии, это сделает возможным и дальнейшее существенное сокращение их атомных запасов. Если же две эти державы действительно сократят свои арсеналы, это стимулирует и другие страны на размышления о том, как и когда она смогут принять участие в многостороннем процессе разоружения. Многостороннее разоружение может оказаться нелегкой задачей, – как показывает нам история российско-американских переговоров по разоружению, даже двусторонние переговоры дело непростое. Тем не менее, любой прогресс в отношениях между Россией и Соединенными Штатами стал бы вдохновением для других ядерных держав.
При этом существует дополнительное осложнение: серьезной угрозой для стратегической стабильности и разоружения становится развитие систем противоракетной обороны и Быстрого глобального удара. Договор «Новый старт» не наложил никаких ограничений на системы ПРО и обычное усовершенствованное оружие, а разработки в любой из этих технологий могут привести к новой гонке ядерных вооружений. Соответственно, в деле разработки и внедрения таких систем требуется крайняя осмотрительность. (При этом договор «Новый старт» предоставляет Соединенным Штатам серьезную возможность для «подгрузки ядерных боеголовок», то есть США оставляют на уже дислоцированных ракетах достаточно места для установки выведенных из эксплуатации боеголовок. В отличие от этого, Россия обладает небольшой возможностью для такой подгрузки.)
Ликвидация ядерного вооружения на данном этапе видится невыполнимой задачей. При этом модернизация ядерных потенциалов несомненно будет продолжаться. Но возможно, – и это очень важно, – найти между модернизацией и разоружением определенный баланс. При таком подходе ядерные стратегии стран могут быть подкорректирована таким образом, чтобы ядерное оружие играло меньшую роль в планах национальной безопасности. Практические причины для обладания ядерным оружием постепенно сойдут на нет, побуждая все ядерные державы сократить свои арсеналы. Но именно США и Россия, как две ядерных сверхдержавы, должны возглавить этот процесс, установить доверительные отношения и подать пример другим странам.