The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Watch the 2025 Doomsday Clock announcement on January 28

Проблема, но не без решений

By Frederick M. Abbott: RUS, March 21, 2015

Патенты и другие формы интеллектуальной собственности лежат в эпицентре длительной и многоаспектной борьбы за доступность лекарственных препаратов. Сегодня, когда международное сообщество уделяет все большее внимание изменению климата, возникает вопрос о том, станет ли интеллектуальная собственность значительным препятствием для стран с низким и средним уровнем доходов в их стремлении получить технологии, необходимые для снижения выбросов углерода или смягчения климатических изменений.

Инновации становятся критическим элементом в развитии альтернативных источников энергии и технологий снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Патенты, как форма интеллектуальной собственности, наиболее тесно связанная с инновациями, дает автору изобретения эксклюзивные права, обычно на 20 лет, чтобы предотвратить изготовление или использование запатентованных продуктов или технологий другими. Но при этом не следует игнорировать и другие формы интеллектуальной собственности, которые могут ограничить доступ к источникам альтернативной энергии и технологиям снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Например, авторские права используются для охраны компьютерных программ. Закон о производственных секретах защищает различные виды информации, включая производственные процессы. Защита сортов растений может ограничить доступ к биологическим ресурсам.

Патенты способны оказать негативное влияние на доступность лекарственных препаратов, особенно в странах с низкими или средними доходами. В 1990-х годах, когда были представлены антиретровирусные препараты для ВИЧ/СПИД, именно патенты ограничивали любую конкуренцию. На рынке не было никаких эффективных заменителей, и владельцы патентов обладали практически безграничной рыночной властью. Фармацевтические компании – разработчики могли поддерживать крайне высокие цены на свои продукты, себестоимость изготовления которых была относительна мала. Не было предоставлено никакой гарантии защиты для большого количества ВИЧ-инфицированных из развивающихся стран, не способных позволить себе лечение.

Но альтернативные источники энергии и технологии снижения отрицательного воздействия на окружающую среду отличаются от революционных лекарств по нескольким важным аспектам; также может отличаться и влияние патентных условий на эти две области науки. Во-первых, энергия в форме электричества или тепла взаимозаменяема. С точки зрения функциональности, электричество является одним и тем же, независимо от того, вырабатывается ли оно газовыми турбинами, углем, атомными станциями или ветром, – таким образом производители энергии ограничены с точки зрения назначения цен на новые технологии. Старые технологии могут замещаться альтернативными источниками энергии, даже если они несут более высокую внешнюю стоимость с точки зрения вреда окружающей среде.

Во-вторых, – хотя я и не исключаю, что могут быть открыты или придуманы совершенно новые источники энергии, например, энергетические лучи из девятого измерения, – более рациональная точка зрения в том, что инновация в области альтернативных источников энергии будет идти постепенными шагами. Ведь существующие сегодня ветряные турбины представляют собой ничто иное, как пошагово усовершенствованные ветряные мельницы, используемые в Средние века. В процессе того, как страны с низкими и средними доходами борются с изменением климата, им не всегда необходимо внедрять именно новейшие технологии. Наверняка появятся конкурентоспособные рынки с приемлемыми технологиями-заменителями, которые отстают всего лишь на несколько лет от авангарда. В конечном итоге обладатели патентов на альтернативные источники энергии и технологии снижения отрицательного воздействия на окружающую среду могут обладать меньшей властью над рынками, чем владельцы прав на революционные лекарственные средства.

Преодоление препятствий. Ранее при обсуждениях изменений климата, передачи технологий и интеллектуальной собственности эксперты осознавали необходимость эмпирической оценки для обнаружения того, как именно патенты могут недолжным образом ограничить доступ к технологиям для стран с низкими и средними доходами. Проведенные на сегодняшний день исследования предоставляют более чем скромные выводы. Они подтверждают, что огромная доля патентов, выданных в области альтернативных источников энергии и технологий снижения отрицательного воздействия на окружающую среду принадлежат компаниям, находящимся в странах в высоким уровнем доходов, в основном в США, Японии, Германии, Франции и Южной Корее (хотя сейчас в некоторых областях китайские и индийские компании усиливают свою патентную деятельность). Но до сих пор компании в развивающихся странах делали только обособленные заявления о том, что их попыткам внедрить технологии снижения отрицательного воздействия на окружающую среду препятствуют патенты, обладатели которых находятся в развитых странах. Несмотря на это, логично предположить, что в будущем страны с низкими и средними доходами столкнутся с дополнительными препятствиями, имеющими отношение к патентам и другим видам интеллектуальной собственности.

Как же преодолеть эти препятствия? Начнем с того, что этот вопрос поднимается не впервые. Стороны, подписавшие Рамочную конвенцию ООН по изменению климата, а также неправительственные организации и другие участники, были вовлечены в диалог по проблемам передачи технологий уже долгие годы. Рамочная конвенция ООН выносила решения по этому вопросу с середины 1990-х годов. В 2010 году, под руководством Программы ООН по окружающей среде, были основаны Центр и Сеть Климатических Технологий, которые обеспечивают техническую поддержку и позволяют обмениваться техническими данными. Несмотря на то, что Рамочная конвенция ООН не решает проблему передачи технологий, она подтверждает, что международное сообщество признало наличие этого комплекса проблем.

За пределами данного форума существуют правила, которые определяют международную систему интеллектуальной собственности и предоставляют странам с низкими и средними доходами гибкие способы избирательного использования патентов, когда их правительства полагают, что таких шаги необходимы. Таким странам разрешается  выдавать «обязательную лицензию» на определенный патент, позволяющую частным предприятиям пользоваться этим патентом после выплаты лицензионной пошлины. Страны также могут выпустить лицензию «правительственного использования», которая позволит делать то же самое правительствам. Потенциальные политические реакции стран с высоким уровнем доходов сдерживают более бедные страны в использовании этих механизмов, так как отрицательная политическая реакция может иметь значительные последствия. Но, чтобы прояснить эту идею, повторимся, что международное законодательство разрешает использование таких механизмов.

В любом случае, существуют «срединные пути», позволяющие бедным странам получить доступ к альтернативным источникам энергии и технологиям снижения отрицательного воздействия на окружающую среду без необходимости получения обязательных лицензий. Первым из кандидатов на такие способы золотой середины является создание совместных предприятий между компаниями в развивающихся и развитых странах. Правительства в странах с низкими и средними доходами могут способствовать работе таких совместных предприятий путем создания юридических и промышленных стратегических структур, привлекающих инвестиции из стран с высоким уровнем доходов, в то же время предпринимая шаги по защите конечных пользователей технологий (включая покупателей). Правительства могли бы предоставить местным отраслям промышленности и научно-техническим учреждениям поддержку и благоприятные условия ведения бизнеса. При поощрении правительств по обеим сторонам этого уравнения в развитых/развивающихся странах, такой подход взаимовыгоден для всех. 

Но существуют и другие варианты. В сфере лекарственных препаратов набирают популярность добровольные фонды патентов, призванные улучшить доступ к лекарствам в бедных странах, – например, Патентный фонд лекарственных препаратов, созданный при поддержке ООН. Также набирает обороты прямое добровольное лицензирование. Еще один способ – создание партнерств по развитию продуктов, которые используют преимущества технологий, разработанных в странах с высоким уровнем дохода для исследования болезней, в основном существующих в странах с низкими и средними доходами. Также появилось большое количество предложений по созданию фондов выкупа научно-исследовательских разработок, которые позволили бы приобретать технологии в высокоразвитых странах и распределять их по всему миру. Каждый из этих основных концептов может быть адаптирован для стимулирования процесса передачи технологий на арене климатических изменений.

В то же самое время необходимо понимать, что патенты и другие формы интеллектуальной собственности – это не единственные факторы, ограничивающие доступ к использованию новых технологий в бедных странах. В условиях нехватки ресурсов существует тенденция к концентрации собственности и контролю за основными системами, такими как производство и снабжение электроэнергией. Игроки экономического сектора, чьи интересы таким образом нарушаются, могут быть не в восторге от новых экологически благоприятных решений энергетических проблем. Таким образом, представление природоохранных технологий странам развивающегося мира – это вопрос, не ограничивающийся простым преодолением препятствий, возникающих в процессе защиты интеллектуальной собственности.



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]