Бремя прав на интеллектуальную собственность

By Carlos M. Correa: RUS, March 21, 2015

Внедрение энергосистем с низким выбросом углерода в развивающихся странах требует своевременного распространения соответствующих технологий. Основной объем таких технологий, однако, – особенно самых эффективных и современных, – защищается правами на интеллектуальную собственность и, прежде всего, это касается патентов, находящихся в частном владении. Это означает, что, в принципе, защищенные технологии могут быть использованы только в том случае, если правообладатели согласятся передать их при условии выплаты лицензионных платежей или вознаграждений. Также, зачастую, на них накладываются различные контрактные условия, например, ограничение экспорта.

Защитники прав на интеллектуальную собственность утверждают, что патенты не создают препятствий для принятия систем с низким выбросом углерода в развивающихся странах по той причине, что существует множество потенциальных поставщиков таких решений, – и, кроме того, патенты обеспечивают важный стимул для развития новых технологий. Такая точка зрения упускает из вида несколько ключевых фактов. Во-первых, побудительный момент патентов во многом зависит от контекста; патенты не продвигают инновации в странах, где производственная и технологическая базы слишком слабы. В результате, компании, располагающиеся в развитых странах, владеют львиной долей патентов на технологии с низким выбросом углерода. Во-вторых, с позиции политической стратегии, цель системы стимулирования – это не просто внедрение инноваций, но также обеспечение доступа новых технологий во все страны. Это особенно верно в свете наличия таких вызовов человечеству, как глобальное изменение климата. Когда правообладатели не желают передавать технологии, находящиеся в частной собственности, – зачастую потому, что они опасаются, что тем самым дадут фору потенциальным конкурентам, – система стимулирования не может обеспечивать доступность технологий.

В-третьих, причиной может быть то, что некоторые секторы энергетических систем с низким выбросом углерода характеризуются многоотраслевой поставкой технологий. Но в то же самое время за последние годы число патентов значительно разрослось в количественном отношении; многие патенты относятся к мелким или тривиальным разработкам и могут являться препятствием для истинных инноваций и конкуренции. Например, проведенное в 2010 году исследование нескольких областей в сфере экологически благоприятных технологий, включая солнечные батареи, использование геотермальной, ветряной и углеродной энергии обнаружило, что во всем мире было подано почти 400.000 заявок на патенты. Другое исследование выяснило, что между 1998 и 2008 годами во всем мире было оформлено около 215.000 патентов, имеющих отношение к возобновляемой энергии.

Одно из проявлений количественного роста патентов называется «патентные дебри» (‘patent thickets’). Этот термин обозначает ситуацию, в которой серии патентов, имеющих отношение к конкретной технологии, – в некоторых случаях речь идет о тысячах патентов, – находятся в собственности одного или нескольких правообладателей. Подобное разрастание существует по двум причинам. Прежде всего, некоторые компании используют патентные стратегии, направленные на ограничение конкуренции. Во-вторых, патентные бюро иногда применяют нечеткие стандарты и проводят лишь поверхностный анализ при проверке соответствия заявленного открытия требованиям новизны, неочевидности и промышленной применимости.  

Защитники прав интеллектуальной собственности также доказывают, что в бедных развивающихся странах редко подаются заявки и предоставляются патенты, относящиеся к экологически безопасным технологиям. Таким образом, патенты не представляют никаких преград для получения технологий такими странами. Действительно, исследование 2013 года, проведенное совместно Программой ООН по окружающей среде и Европейским патентным бюро, показало, что только один процент из всех поданных во всем мире патентных заявок на применение экологически чистой энергии был подан в Африке. Такая картина, по-видимому, может поставить под сомнение заявления о том, что патентное право препятствует получению технологий. Проблема такой точки зрения в том, что Африканские страны, обладающие низкими производственными и технологическими возможностями, должны полагаться на те продукты, которые производятся на внутреннем рынке. Если патенты препятствуют производству недорогого оборудования в таких странах, как Индия или Китай, – где, в отличие от Африки, патенты успешно подаются и одобряются, – беднейшие страны как бы то ни было не могут получить доступ к необходимым технологиям.

Для того, чтобы облегчить лежащее на развивающихся странах бремя, созданное глобальной системой интеллектуальной собственности, правительства как развитых, так и развивающихся стран могут проводить инновацию вне этой системы, – фактически они могут поддерживать развитие технологий как общественное благо. Правительства могут также уменьшить разрастание патентных дебрей путем использования более строгих стандартов в оценке применимости патентов. И, наконец, они могут выдавать обязательные лицензии, – то есть авторизовать третьи стороны на использование запатентованных технологий при условии, что они будут производить выплаты правообладателям.

Обязательные лицензии, в явной форме разрешаемые международным законодательством, могут выдаваться в любых целях для общественного блага, включая ситуации, когда правообладатель отказывается добровольно предоставлять лицензию на использование какой-либо технологии на разумных коммерческих условиях, или же когда он не может пользоваться патентом в стране, где этот патент был выдан. В США тысячи патентов подвергаются обязательному лицензированию в качестве меры по коррекции антиконкурентных действий или просто для использования государством или его субподрядчиками. Развивающиеся страны, если они сочтут это удобным, также должны использовать обязательное лицензирование для обеспечения доступа к необходимым технологиям с низким выбросом углерода.



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]