The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.
By Ta Minh Tuan: RUS, October 9, 2016
Раздумья президента Обамы о том, объявлять ли политику неприменения американского ядерного оружия первыми поляризовали мнения политиков и специалистов по безопасности. Противники смены политики говорят о том, что политика неприменения ядерного оружия первыми напугает союзников США (особенно Южную Корею и Японию), станет свидетельством слабости (по крайней мере в глазах России, Китая и Северной Кореи) и ослабит способность Вашингтона сдерживать потенциальных противников. Сторонники же считают, что политика неприменения ядерного оружия первыми будет способствовать предсказуемости ядерной стратегии Вашингтона, – добавляя убедительности усилиям США сделать планету более безопасной, в то же время не подрывая веру союзников в американские усиленные средства сдерживания. Сегодня, после пятых ядерных испытаний в Северной Корее, – на настоящий момент самого мощного ядерного устройства Пхеньяна, – шансы того, что Обама установит политику неприменения ядерного оружия первыми, кажутся сомнительными. Тем не менее, возможные последствия американской политики неприменения ядерного оружия первыми для Восточной и Юго-восточной Азии стоят подробного рассмотрения.
Прежде всего необходимо сказать, что последствия политики неприменения ядерного оружия первыми для вопросов безопасности будут намного значительней в Восточной, нежели Юго-Восточной Азии. Воздействие этой политики в Восточной Азии отразится на взглядах, отношениях и реакциях России, Китая и Северной Кореи, – трех ядерных держав, – а также Японии и Южной Кореи, – двух стран, технологически способных произвести ядерное оружие.
Россия и Китай, основные ядерные державы в регионе, скорее всего одобрят американскую политику неприменения ядерного оружия первыми. Она сыграет на руку их интересам (или, по крайней мере, им ничего не придется терять из-за нее). Но несмотря на то, что говорили некоторые эксперты, Москва и Пекин не будут интерпретировать смену политики США как проявление слабости. Они полностью осознают тот уровень ущерба, который способна нанести врагу американская военная машина и без использования ядерного оружия первыми. Ни Россия, ни Китай не будут недооценивать военную силу США просто из-за политики неприменения ядерного оружия первыми и поэтому они не поддадутся соблазну вести себя более агрессивно или подрывать интересы США в Восточной Азии. В итоге американская политика неприменения ядерного оружия первыми не создаст дополнительного напряжения или угроз безопасности между США, Россией и Китаем.
С другой стороны, Северная Корея может вызвать некоторые проблемы. Когда Пхеньян проводит неоднократные ядерные испытания, не считаясь с резолюциями Совета Безопасности ООН и международными санкциями, он явно демонстрирует, что ему безразличны опасения его соседей по проблемам безопасности. Поэтому заявление Вашингтона о том, что он никогда не начнет ядерную атаку первым, может придать Пхеньяну смелости для еще более энергичного развития своей ядерной программы. В этом случае серьезная опасность заключается в эффекте снежного кома: усиленные ядерные амбиции Пхеньяна понизят уровень защищенности среди соседей Северной Кореи и вынудят их принимать определенные меры, например, попасть в еще большую зависимость от защиты США. Это наверняка повысит напряженность в отношениях этих стран с Северной Кореей и, возможно, с Китаем и Россией, вынуждая последних в свою очередь ассигновать еще больше средств на развитие военных сил. К сожалению Пхеньян рассматривает страхи Южной Кореи и Японии как желательный эффект; это обеспечит Северной Корее еще больше рычагов давления на переговорах. Таким образом Северная Корея оказывается наибольшим выгодоприобретателем в той же степени, в которой американская политика неприменения ядерного оружия первым создаст чувство незащищенности у Сеула и Токио. Пхеньян может оказаться основным игроком в сфере восточно-азиатской безопасности.
Сторонами, наиболее затронутыми американской политикой неприменения ядерного оружия первыми, судя по всему, окажутся Япония и Южная Корея. Их безопасность во многом зависит от американской военной защиты, – включая ядерный зонтик, который прежде всего является средством сдерживания против Северной Кореи, а также против Китая и России. Но представление о том, что Токио и Сеул обладают слабыми военными силами попросту неправильно. Напротив, их армии являются самыми хорошо вооруженными и современными силами в Азии. В ходе любого вооруженного конфликта или войны с применением обычных вооружений Япония или Южная Корея смогут эффективно справится с любом потенциальным противником в Восточной Азии, а отсутствие у Японии и Южной Кореи ядерного оружия является, пожалуй, единственным препятствием на пути к признанию их самыми могущественными странами в мире, – политически, экономически и, несомненно, в военном отношении. Таким образом американские расширенные средства ядерного сдерживания снимают с Японии и Южной Кореи озабоченность по поводу ядерных угроз. С остальными угрозами они могут справиться самостоятельно.
Тем не менее, в условиях соседства с амбициозной и вооруженной ядерным оружием Северной Корей, Токио и Сеул могут рассматривать американскую политику неприменения ядерного оружия первыми как повод для беспокойства. Но для них не будет законной причины начать разрабатывать собственное ядерное оружие – пока американские средства расширенного сдерживания остаются развернутыми, политика неприменения ядерного оружия первыми не сможет повысить опасность ядерной атаки со стороны Северной Кореи. Озабоченность вопросами безопасности у Токио и Сеула могут возрасти, если американская политика неприменения ядерного оружия первыми пошатнет ядерный баланс в регионе и заставит ядерные державы вести себя враждебно по отношению друг к другу. Но доводов в пользу такого развития событий не так много.
Взгляд на юг. Если президент Обама введет политику неприменения ядерного оружия первыми, ее эффект на Юго-Восточную Азию будет минимальным. Эта часть земного шараявляется зоной, свободной от ядерного оружия с 1995 года. Страны, находящиеся в регионе, соблюдают большинство международных договоров о нераспространении ядерного оружия. Они поддерживали процесс Саммитов по ядерной безопасности (даже если не все из них приняли участие в саммитах).
В сфере двусторонних отношений стран Юго-Восточной Азии с США, Китаем, Россией, Северной Кореей, Южной Кореей и Японией не существует никаких серьезных проблем безопасности, – кроме, пожалуй, ситуации с Китаем и горячими спорами по Южно-Китайскому морю. Ни одна из шести стран не объявляла, что она выбрала в качестве ядерных целей страны Юго-Восточной Азии, и ни одна из них не представляет собой угрозу Юго-Восточной Азии. Ни одна из стран Юго-Восточной Азии не пользуется защитой американского расширенного сдерживания, – даже Филиппины и Таиланд –основные союзники США в регионе, не являющиеся членами НАТО.
Проще говоря, американская политика неприменения ядерного оружия первыми не представляет собой никаких проблем безопасности в регионе, и страны Юго-Восточной Азии одобрят такую смену политики. Но юго-восточные азиатские страны призвали бы Вашингтон присоединиться к Протоколу Бангкокского договора, тем самым обязуясь уважать безъядерную зону Юго-Восточной Азии.
В Восточной и Юго-Восточной Азии отрицательные воздействия на безопасность американской политики неприменения ядерного оружия первыми будут несомненно перевешиваться преимуществами в сфере безопасности. Президент Обама вряд ли введет политику неприменения ядерного оружия первым, но надежда на то, что это все-таки случится, существует.
Topics: Nuclear Energy
Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]