The authoritative guide to ensuring science and technology make life on Earth better, not worse.

Ограничить углеродные выбросы в окружающую среду без притеснения инициаторов загрязнения

By Wang Haibin: RUS, January 31, 2016

Является ли проблема народонаселения значимой переменной в уравнении, определяющим количество вредных выбросов углекислого газа? Несомненно. Но это далеко не единственная переменная и ни в коем случае не определяющая.

Рассмотрим Китай, страну, где тенденции в отношении населения и выбросов за последние десятилетия кардинально менялись несколько раз. С начала 1980-х рост населения Китая значительно снизился после того, как Пекин начал внедрять строгую политику «одна семья – один ребенок». В период между 1987 и 2000 годами средний рост населения составлял 1,25 процента, а между 2000 и 2014 – всего 0.56 процента – то есть более поздний период составляет половину от предыдущего. Но история углеродных выбросов раскрывает совершенно другую картину. Между 1987 и 2000 годами средний рост выбросов углекислого газа составлял 4.75 процента. Между 2000 и 2014 годами среднегодовой рост увеличился до 12.7 процентов – то есть последующий период превышает предыдущий более, чем в три раза.

Такое положение вещей вполне согласуется с формулой, известной как «тождество Кайя», которая утверждает, что выбросы углекислого газа являются результатом четырех причин. Человеческое население является одним их этих факторов. Три остальных – это внутренний валовой продукт на душу населения; удельное энергопотребление (количество энергии, расходуемое на единицу валового внутреннего продукта); а также интенсивность выработки углекислого газа (количество углекислого газа, производимое на единицу используемой энергии). «Три других» фактора могут быть в конечном итоге выражены одним числом, – выбросами на душу населения, т.е. значением, которое может снизиться, когда изменится поведение людей, а государства Земли достигнут социального прогресса. В свою очередь, как показал опыт Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки, социальный прогресс и экономический рост могут снизить темпы роста населения. Таким образом, наилучший способ ограничить выбросы углекислого газа – изменить поведение населения, а не пытаться урезать его количественный показатель.

Управление и власть. Выбросы углекислого газа действительно являются загрязняющим фактором, но, тем не менее, в процессе своей жизнедеятельности люди имеют право вырабатывать углекислый газ. К сожалению, у индивидуумов имеются веские причины производить больше углеродного загрязнения, чем то оправдано в общих интересах населения, – то есть, в игру вступает так называемая «трагедия ресурсов общего пользования». Поэтому снижение выбросов углекислого газа на душу населения требует качественного управления поведением людей, связанного с этими выбросами, что в свою очередь требует устройства инфраструктуры, способствующей снижению выбросов углерода, а также внедрения управленческих структур, контролирующих уровень выбросов углекислого газа.

Инфраструктура, снижающая выбросы углерода, в дополнение к системам общественного транспорта, таким как метро и скоростные поезда, включает в себя энергосистемы с низким выделением углекислого газа, например ветряные и солнечные парки, а также электросети, соединяющие потребителей с источниками, работающими при низком выбросе углерода. За недавний период многое из вышеперечисленного было применено в провинции Сычуань на юго-западе Китая, где родился автор этих строк. Многие столетия крестьяне топили кухонные печи особой биомассой, однако в начале 1990-х для этих целей сычуаньцы начали покупать уголь. К сожалению, сычуаньский уголь обычно довольно низкого качества по сравнению с углем, добываемым в большинстве других провинций Китая, содержание серы в нем выше, а теплотворность ниже. В марте 2014 года, однако, началось бурение на гигантском месторождении природного газа Лунванмяо на юге провинции Сычуань. Вскоре от месторождения по трубопроводу газ стал поставляться в ближайшие города и деревни. Природный газ дороже, чем уголь или биомасса, но фермеры с энтузиазмом начали использовать его для приготовления пищи, потому что он чище, а газовые плиты предоставляют возможность легко контролировать интенсивность пламени, – что является очень важным моментом в сычуаньской кухне. Газопровод и другие элементы этой инфраструктуры помогли произвести энергетическую революцию в среде сычуаньских крестьян, – а это именно революция, так как природный газ подразумевает гораздо меньшие выбросы углекислого газа по сравнению с углем, снижая уровень выбросов на душу населения.

Но для снижения вредного воздействия на климат таким же важным элементом, как усовершенствование инфраструктуры, является создание действенных правительственных структур. Инфрастуктуры, снижающие выбросы углерода будут иметь мало пользы, если население не сможет и не захочет их использовать. Неудобство и высокая стоимость могут подорвать привлекательность таких инфраструктур, – например, если метро и скоростные поезда будут слишком дорогими, потребители просто не будут на них ездить. Некоторые компании могут даже преднамеренно сделать использование такой инфраструктуры неудобной. Например, электросети в Китае монополизированы двумя государственными структурами, – Китайской государственной корпорацией электросетей и Южно-китайской электросетью. Обе компании предпочитают стабильность электроэнергии, получаемой из угля и других видов термоэлектричества по сравнению с неустойчивыми источниками электричества,таким как ветряная энергия. В условиях замедлившейся в данный период китайской экономики термоэлектричество может удовлетворить практически весь спрос на электроэнергию, и электрокомпании специально создают трудности по подключению к электросетям источников ветряной энергии. В таких условиях для потребителей оказывается трудно, если не невозможно, использовать «зеленую» электроэнергию. Таким образом, даже если будет внедрена совершенная инфраструктура, снижающая выбросы углерода, но управление и властные структуры недостаточно расположены в этом направлении, то степень использования подобной инфраструктуры будет крайне низкая.

Снижение выбросов на душу населения зависит, в ряду других причин, и от благоприятной налоговой политики, ценообразования и финансирования. Например, правительства могут преобразовать свои во всех других отношениях «внешне ориентированные» цены на источники энергии с высоким выбросом углерода во «внутренние», обложив уголь и нефть налогами на углекислый газ. Путем использования налога на углекислый газ и субсидирования производителей возобновляемой энергии, правительственные учреждения смогут поддержать развитие источников энергии с низким выбросом углекислого газа, таких как водородная, ветровая или солнечная энергия.

Предоставление соответствующего образования. Но возможно ли ограничить или снизить выбросы вредных веществ на душу населения по мере того, как общества становятся богаче? Безусловно, богатые способны потреблять большее количество различных благ, включая энергию, подразумевающую высокий уровень выброса углекислого газа. С другой стороны, недавно заключенное парижское соглашение по окружающей среде в своем положении, обязывающем развитые государства предоставлять развивающимся странам 100 миллиардов долларов в год в целях минимизации вредного воздействия на климат и вопросы адаптации, исходит из идеи о том, что бедные страны смогут сократить выбросы углерода, если у них будет больше денег. Но перед сегодняшним Китаем стоит реальная угроза того, что выбросы углекислого газа возрастут именно из-за бедности. Экономический рост Китая снижается. Многие китайцы неспособны платить больше за электричество с легким углеродным следом, а местные органы власти все менее способны субсидировать подобные виды энергии. В действительности некоторые местные органы власти и бедные потребители возвращаются к таким источникам энергии с высоким выбросом углерода, как уголь. Слабеющая экономика ухудшает качество воздуха в Китае, а также снижает амбиции на смягчение вредного воздействия на окружающую среду. И в настоящий момент обсуждается вопрос о том, как экономические богатства влияют на рост выбросов углерода.

Кроме создания инфраструктуры, способствующей низкому выбросу углерода, а также благоприятных тенденций в правительственных учреждениях, для снижения вредных выбросов потребуется внедрение еще одного элемента, – усовершенствование образования, особенно женского. Хорошее образование позволит людям понимать важность и неотложность сокращения выбросов углерода. В развитых обществах с хорошими системами образования потребление энергии, подразумевающей высокие выбросы углекислого газа, может с течением времени стать своего рода табу. Предоставление качественного образования, особенно девочкам, – как было продемонстрировано в Восточной Азии, Западной Европе и Северной Америке, – позволит женщинам заниматься карьерным ростом, отложить деторождение и снизить количество рождаемых детей. Подобный процесс естественным образом ограничит население планеты и, хотя и косвенно, поможет снизить выбросы углерода в атмосферу.



Topics: Climate Change

 

Share: [addthis tool="addthis_inline_share_toolbox"]